Preview

Современная конкуренция

Расширенный поиск

Конкуренция на рынке потребительских услуг в условиях цифровизации

https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-3-18-29

EDN: XHQDWS

Аннотация

Интенсивность изменений на рынке потребительских услуг характеризуется увеличением количества взаимовыгодного сотрудничества экономических агентов на основе роста трансакций с использованием мобильных устройств и информационных продуктов. При этом достигается рост удовлетворенности интересов потребителей и производителей услуг за счет увеличения возможности выбора и интенсивности электронных продаж. В статье представлено авторское видение роли рынка мобильных приложений в сфере потребительских услуг, проведена оценка его достоинств и недостатков. Когда меняется концепция логистики в сфере потребительских услуг, для предпринимателей важен выбор мобильного приложения, как и выстраивание коммуникаций с потребителями в зависимости от определенной платформы, приложений, девайсов и других аспектов цифровой среды. На основе сравнительного и контент-анализа впервые освещаются новые формы логистики услуг, возможности продвижения услуг от производителя к потребителю с использованием различных типов мобильных приложений, что может способствовать обеспечению конкурентных преимуществ в условиях цифровизации бизнеса в сфере потребительских услуг. Используя метод наблюдения, предметом которого являлась коммуникационная модель PESO, выявлены изменения в четырех ее коммуникационных каналах за счет применения интернет- платформ, информационных и digital-технологий. Особые преобразования зафиксированы при использовании «канала владельца» (оwned media), что объясняется современными возможностями цифровых рынков. Так, при взаимодействии экономических агентов и потребителей используются сайты, мобильные версии сайтов, а в последнее время «каналом владельца» стали мобильные приложения. За счет этого расширяются возможности поиска, заказа продукции, скорость ее доставки и т. п. В заключение отметим, что конкурентные преимущества на рынке потребительских услуг, формирующиеся за счет использования различных возможностей, предоставляемых цифровыми рынками, отражены в таблице 1, перечень их довольно обширен.

Об авторах

Елена Александровна Разомасова
Новосибирский государственный университет экономики и управления "НИНХ"


Татьяна Анатольевна Аверьянова
Новосибирский государственный университет экономики и управления "НИНХ"


Список литературы

1. Абдрахманова Г. И., Вишневский К. О., Гохберг Л. М. и др. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение: сб. докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9-12 апреля 2019 г. / науч. ред. Л. М. Гохберг; Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики". - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 85 c.

2. Возрождение Earned Media для повышения эффективности коммуникаций [Электронный ресурс] // vc.ru. URL: https://vc.ru/marketing/77829-vozrozhdenie-earned-media-dlya-povysheniya-effektivnosti-kommunikaciy (дата обращения: 02.01.2022).

3. Игнатов А. А. Цифровая экономика в БРИКС: перспективы многостороннего сотрудничества // Вестник международных организаций. 2020. Т. 15. № 1. С. 31-62. DOI: 10.17323/1996-7845-2020-01-02.

4. Коваленко А. И. Сетевой эффект как признак доминирующего положения цифровых платформ // Современная конкуренция. 2020. Т. 14. № 1 (77). С. 18-37. DOI: 10.37791/1993-7598-2020-14-1-18-37.

5. Коваленко А. И. Технологические гиганты на цифровых рынках - результат провала регулятора // Современная конкуренция. 2020. Т. 14. № 4 (80). С. 5-24. DOI: 10.37791/1993-7598-2020-14-4-5-24.

6. Лукашенко М. А., Добровольская Т.Ю. Цифровая корпоративная культура предпринимательского университета // Современная конкуренция. 2020. Т. 14. № 4 (80). С. 84-94. DOI: 10.37791/1993-7598-2020-14-4-84-94.

7. Мобильные приложения [Электронный ресурс] // TAdviser. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D 1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%9C%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 30.10.2021).

8. Обзор "Конкурентное (антимонопольное) регулирование на цифровых рынках" [Электронный ресурс] // Евразийская экономическая комиссия. URL: http://www.eurasiancommission.Org/ru/act/caa/cpol/konkurentpol/Documents/%D0%9E%D0%B1%D0%B7%D0%BE%D1%80.pdf (дата обращения: 07.03.2022).

9. Паркер Дж., ван Альстин М., Чаудари С. Революция платформ. Как сетевые рынки меняют экономику - и как заставить их работать на вас / пер. с англ. Е. Пономаревой. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 440 с.

10. Роскачество назвало лучшие приложения для доставки еды [Электронный ресурс] // topspb.tv. URL: https://topspb.tv/news/2020/04/30/roskachestvo-nazvalo-luchshie-prilozheniya-dlya-dostavki-edy/(дата обращения: 28.10.2021).

11. Чернухина Г. Н. Трансформация и тенденции потребления в современной шеринговой модели бизнеса // Современная конкуренция. 2020. Т. 14. № 3 (79). С. 79-88. DOI: 10.37791/1993-7598-2020-14-3-79-88.

12. Юлдашев Р. Т., Логвинова И. Л. Влияние цифровизации на развитие национальных страховых рынков на постсоветском пространстве // Страховое дело. 2021. № 2 (335). С. 43-53.

13. Яблонский С. А. Многосторонние платформы и рынки: основные подходы, концепции и практики // Российский журнал менеджмента. 2013. Т. 11. № 4. С. 57-78.

14. Zeng M. Three Paradoxes of Building Platforms // Communications of the ACM. 2015. Vol. 58. No. 2. P. 27-29. DOI: 10.1145/2700343.


Рецензия

Для цитирования:


Разомасова Е., Аверьянова Т. Конкуренция на рынке потребительских услуг в условиях цифровизации. Современная конкуренция. 2022;16(3):18-29. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-3-18-29. EDN: XHQDWS

For citation:


Razomasova E., Averyanova T. Competition in the Consumer Services Market in the Context of Digitalization. Journal of Modern Competition. 2022;16(3):18-29. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-3-18-29. EDN: XHQDWS

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен на условиях простой (неисключительной) лицензии.


ISSN 1993-7598 (Print)
ISSN 2687-0657 (Online)