Preview

Современная конкуренция

Расширенный поиск

Цифровизация бизнеса как фактор повышения его конкурентоспособности

https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-3-5-17

EDN: YVECMO

Аннотация

Цифровизация бизнеса - это обновление бизнес-процессов с использованием современных технологий для ускорения производительности и повышения эффективности. Динамика количества публикаций на эту тему демонстрирует рост интереса к проблеме: так, c одной статьи, проиндексированной в базе данных Scopus в 2013 году, их количество в 2021 году увеличилось до 676. При этом оценка зависимости конкурентоспособности компании от цифровой трансформации бизнеса остается нишей в исследовательском поле - ряд ученых лишь обратили внимание на анализ цифровой конкурентоспособности компаний. В этой связи мы полагаем, что наше исследование может вызвать интерес научного сообщества. Цель статьи - доказать наличие зависимости между уровнем конкурентоспособности бизнеса и степенью его цифровой трансформации, а также определить пути стимулирования цифровой трансформации бизнеса. На основе корреляционного анализа автором изучена зависимость между уровнем цифровой конкурентоспособности стран мира и уровнем глобальной конкурентоспособности, сделаны выводы о существенном влиянии не только технологических, но и институциональных факторов на глобальную конкурентоспособность. На примере 63 исследуемых стран с применением регрессионного анализа определены решающие факторы цифровой конкурентоспособности, а именно факторы научной результативности, качества технологической инфраструктуры, гибкости бизнеса и интеграции ИТ в социальные и бизнес- процессы. Определен механизм повышения гибкости бизнеса в трех областях совершенствования: стратегической, организационной и операционной. Стратегическая гибкость бизнеса имеет решающее значение для создания коммерчески жизнеспособного бизнеса, организационная гибкость нацелена на оптимизацию бизнес-процессов с целью ускорения адаптации бизнеса к новым вызовам рынка, операционная гибкость подразумевает способность быстро и качественно добиться измеримых результатов. Автор обосновывает то, что воспользоваться этими преимуществами топ-менеджеры могут, обратившись к информационным технологиям как к главному инструменту для достижения гибкости бизнеса, и предлагает алгоритм обеспечения гибкости бизнеса путем модернизации ИТ- архитектуры.

Об авторе

Павел Андреевич Афонин
Государственное бюджетное учреждение «Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан»


Список литературы

1. Коваленко А. И. Сетевой эффект как признак доминирующего положения цифровых платформ // Современная конкуренция. 2020. Т. 14. № 1 (77). С. 18-37. DOI: 10.37791/1993-7598-2020-14-1-18-37.

2. Коваленко А. И. Технологические гиганты на цифровых рынках - результат провала регулятора // Современная конкуренция. 2020. Т. 14. № 4 (80). С. 5-24. DOI: 10.37791/1993-7598-2020-14-4-5-24.

3. Константинов Г. Н. Стратегический менеджмент. Концепции: учебное пособие для слушателей программы МВА, обучающихся по специальностям "Общий и стратегический менеджмент" и "Финансы"; Гос. ун-т - Высшая школа экономики, Высшая школа менеджмента. - М.: Бизнес Элайнмент, 2009. - 239 с.

4. Лукашенко М. А., Добровольская Т. Ю. Цифровая корпоративная культура предпринимательского университета // Современная конкуренция. 2020. Т. 14. № 4 (80). С. 84-94. DOI: 10.37791/1993-7598-2020-14- 4-84-94.

5. Мокер М., Росс Ж. Утомленные инновациями [Электронный ресурс] // Harvard Business Review Россия. 20.11.2017. URL: https://hbr-russia.ru/innovatsii/upravlenie-innovatsiyami/a23641/(дата обращения: 01.07.2022).

6. Портер М. Э. Конкуренция: учебное пособие / пер. с англ. - М.: Вильямс, 2000. - 495 с.

7. Юлдашев Р. Т., Логинова И. Л. Влияние цифровизации на развитие национальных страховых рынков на постсоветском пространстве // Страховое дело. 2021. № 2 (335). С. 43-53.

8. Costa I., Riccotta R., Montini P. et al. The Degree of Contribution of Digital Transformation: Technology on Company Sustainability Areas // Sustainability. 2022. Vol. 14. No. 1. Article 462. P. 1-27. DOI: 10.3390/su14010462.

9. Díaz A., Guerra L., Díaz E. Digital Transformation Impact in Security and Privacy. - In: Developments and Advances in Defense and Security. Smart Innovation, Systems and Technologies. 2022. Vol. 255. P. 61-70. DOI: 10.1007/978- 981-16-4884-7_6.

10. Digital Transformation Strategy Consulting: 4 Tiers of Change // Altexsoft. URL: https://www.altexsoft.com/digital-transformation-strategy-consulting/(дата обращения: 01.07.2022).

11. Global Competitiveness Report 2020 // World Economic Forum. URL: https://www.weforum.org/reports/the-global-competitiveness-report-2020/2020 (дата обращения: 01.07.2022).

12. Ha L. T. Effects of digitalization on financialization: Empirical evidence from European countries // Technology in Society. 2021. Vol. 68. No. 4. Article 10185. DOI: 10.1016/j.techsoc.2021.101851.

13. Knowing your customer with data-driven tech // Raconteur. URL: https://www.raconteur.net/infographics/knowing-your-customer-with-data-driven-tech/(дата обращения: 01.07.2022).

14. Krakovskaya I., Korokoshko J. Assessment of the readiness of industrial enterprises for automation and digitalization of business processes // Electronics. 2021. Vol. 10. No. 21. Article 2722. DOI: 10.3390/ electronics10212722.

15. Market capitalization of Western Union (WU) // Western Union (WU). URL: https://companiesmarketcap.com/western-union/marketcap/(дата обращения: 01.07.2022).

16. Medina M., Prario B. The transformation of audiovisual media companies: The cases of Mediaset (Italy) and Antena 3 (Spain) // Studies in Communication Sciences. 2013. Vol. 13. No. 2. Р. 166-173. DOI: 10.1016/j. scoms.2013.10.001.

17. Millar B.Competing in the digital era, the differentiator is data // Forbes. URL: https://forbes.docsend.com/view/jzhvszrt5cmq9kz7/(дата обращения: 01.07.2022).

18. Muntean M. Driving business agility with the use of cloud analytics // Proceedings of the 14th International Conference on Informatics in Economy (IE 2015). April 2015. P. 38-43.

19. Palmié M., Miehé L., Oghazi P., Parida V., Wincent J. The evolution of the digital service ecosystem and digital business model innovation in retail: The emergence of meta-ecosystems and the value of physical interactions // Technological Forecasting and Social Change. 2022. Vol. 177. Article 121496. DOI: 10.1016/j. techfore.2022.121496.

20. Santos-Pereira C. M., Durão N., Moreira F., Veloso B. The Importance of Digital Transformation in International Business // Sustainability. 2022. Vol. 14. No. 2. Article 834. DOI: 10.3390/su14020834.

21. Semerádová T., Weinlich P., Švermová P. Evaluative Framework for Digital Competitiveness // Achieving Business Competitiveness in a Digital Environment. Contributions to Management Science. 2022. P. 27-55. DOI: 10.1007/978-3-030-93131-5_2.

22. Sobczak A. Robotic Process Automation as a Digital Transformation Tool for Increasing Organizational Resilience in Polish Enterprises // Sustainability. 2022. Vol. 14. No. 3. Article 1333. DOI: 10.3390/su14031333.

23. Toymentseva I. A., Chichkina V. D., Shafieva M. A. Digital Transformation of Transport Logistics Under Current Conditions // Digital Technologies in the New Socio-Economic Reality. ISCDTE 2021. Lecture Notes in Networks and Systems. 2022. Vol. 304. P. 355-362. DOI: 10.1007/978-3-030-83175-2_45.

24. Wißotzki M., Sandkuhl K., Wichmann J. Digital innovation and transformation: Approach and experiences // Architecting the Digital Transformation.Intelligent Systems Reference Library. 2021. Vol. 188. P. 9-36. DOI: 10.1007/978-3-030-49640-1_2.

25. World Competitiveness Center Rankings // IMD World Competitiveness Center. URL: https://www.imd.org/centers/world-competitiveness-center/rankings/(дата обращения: 01.07.2022).

26. Zhai H., Yang M., Chan K. C. Does digital transformation enhance a firm's performance? Evidence from China // Technology in Society. 2022. Vol. 68. Article 101841. DOI: 10.1016/j.techsoc.2021.101841.

27. Zimmermann A., Schmidt R., Jain L. C. Architecting the digital transformation: An introduction // Architecting the Digital Transformation.Intelligent Systems Reference Library. 2021. Vol. 188. P. 3-8. DOI: 10.1007/978-3-030- 49640-1_1.

28. Zimmermann A., Schmidt R., Jugel D., Möhring M. Evolution of Enterprise Architecture for Intelligent Digital Systems // Research Challenges in Information Science. RCIS 2020. Lecture Notes in Business Information Processing. 2020. Vol. 385. P. 145-153. DOI: 10.1007/978-3-030-50316-1_9.


Рецензия

Для цитирования:


Афонин П. Цифровизация бизнеса как фактор повышения его конкурентоспособности. Современная конкуренция. 2022;16(3):5-17. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-3-5-17. EDN: YVECMO

For citation:


Afonin P. Digitalization of Business as a Factor of Increasing its Competitiveness. Journal of Modern Competition. 2022;16(3):5-17. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-3-5-17. EDN: YVECMO

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен на условиях простой (неисключительной) лицензии.


ISSN 1993-7598 (Print)
ISSN 2687-0657 (Online)