Особенности обучения предпринимательству на непрофильных направлениях программ среднего профессионального образования
https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-2-128-143
EDN: RHNTIE
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы обучения предпринимательству на различных образовательных программах среднего профессионального образования, таких, например, как «Коммерция (по отраслям)», «Гостиничное дело», «Дизайн (по отраслям)», «Экономика и бухгалтерский учет», «Дошкольное образование», «Интернет-маркетинг», «Информационные системы и программирование». Изучение предпринимательских дисциплин, не являющихся профильными, нацелено на формирование общепрофессиональных компетенций и может представлять практический интерес для обучающихся различным профессиям. В современных условиях выпускники колледжа могут открывать свое дело в качестве индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан, создавая собственное дело без образования юридического лица, а также инициировать внутрифирменное предпринимательство. В статье обоснованы дополнительные возможности, которые выпускники колледжа могут получить в случае изучения предпринимательских дисциплин наряду с получением необходимых для выбранной профессии компетенций. Авторы предлагают рассматривать процесс обучения предпринимательству на непрофильных направлениях программ среднего профессионального образования через призму системного дополнения набора профессиональных компетенций компетенциями в сфере предпринимательства. Авторами представлен пример контента учебной дисциплины «Основы предпринимательской деятельности», призванной формировать предпринимательские компетенции обучающихся на различных направлениях в колледже при Московском финансово-промышленном университете «Синергия». Также в данной статье представлено видение авторов и основные подходы по выстраиванию траектории обучения предпринимательской проблематики для студентов колледжа. Авторами предложены основные темы, формы обучения и виды учебных занятий, необходимые для достижения требуемого уровня профессиональной компетентности, а именно знаний, умений и практического опыта для решения предпринимательских задач.
Об авторах
Ольга Николаевна ПотаповаАнна Юрьевна Погорелова
Татьяна Алексеевна Пузыня
Список литературы
1. Дерябина Г. Г., Можжухин Д. П., Памухин Ю. Г., Потапова О. Н. Особенности обучения предпринимательству на непрофильных направлениях в бакалавриате // Современная конкуренция. 2022. Т. 16. № 1. С. 108-125. DOI: 10.37791/2687-0649-2022-16-1-108-125.
2. Лукашенко М. А. Селф-менеджмент студента как основа результативности е-learning // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 2. С. 61-70. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-2-61-70.
3. Лукашенко М. А., Громова Н. В., Ожгихина А. А. Цифровой имидж преподавателя предпринимательского университета // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 7. С. 91-104. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-7-91-104.
4. Лукашенко М. А., Добровольская Т. Ю. Цифровая корпоративная культура предпринимательского университета // Современная конкуренция. 2020. Т. 14. № 4 (80). С. 84-94. DOI: 10.37791/1993-7598-2020-14-4-84-94.
5. Лукашенко М. А., Телегина Т. В. Тайм-менеджмент: стратегия подготовки студентов к сессии без авралов // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 2. С. 63-73. OI: 10.31992/0869-3617-2020-29-2-63-73.
6. Одегов Ю. Г., Кулапов М. Н., Карасев П. А., Тихонов А. Р. Воспитание талантов: молодежный аспект // Вестник НГУЭУ. 2021. № 4. С. 18-35. DOI: 10.34020/2073-6495-2021-4-018-035.
7. Погорелова А. Ю., Потапова О. Н., Пузыня Т. А. Обучение предпринимательству по программам среднего профессионального образования // Современная конкуренция. 2022. Т. 16. № 1 (85). С. 126-133. DOI: 10.37791/2687-0657-2022-16-1-126-133.
8. Потапова О. Н., Алексеева Е. В. Применение интерактивных методов обучения предпринимательству как средство повышения эффективности обучения // Современная конкуренция. 2019. Т. 13. № 1 (73). С. 17-23.
9. Рубин Ю. Б. Возможности и перспективы обучения индивидуальному предпринимательству в организациях СПО // Среднее профессиональное образование. 2016. № 2. С. 3-21.
10. Рубин Ю. Б. О проекте профессионального стандарта "Предприниматель (Специалист по решению предпринимательских задач)" // Современная конкуренция. 2022. Т. 16. № 1. С. 5-28. DOI: 10.37791/2687-0649-2022-16-1-5-28.
11. Рубин Ю. Б. Разработка профессионального стандарта предпринимателя как условие повышения эффективности вовлечения молодежи в предпринимательство // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 1 (84). С. 45-61. DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-1-45-61.
12. Рубин Ю. Б. Теория предпринимательства: пространство функционального подхода // Современная конкуренция. 2018. Т. 12. № 1 (67). С. 83-103.
13. Рубин Ю. Б., Пузыня Т. А., Можжухин Д. П., Алексеева Е. В., Леднев М. В., Погорелова А. Ю., Потапова О. Н. Предпринимательство как специфический вид трудовой деятельности // Проблемы теории и практики управления. 2021. Т. 15. № 4 (84). С. 173-191. DOI: 10.46486/0234-4505-2021-4-173-191.
14. Фадейкина Н. В., Брюханова Н. В., Сапрыкина О. А. Тенденции развития национальной системы квалификаций и использование ее функционала при реализации образовательных услуг // Сибирская финансовая школа. 2019. № 4 (135). С. 99-112.
15. Baron R. A., Markman G. D. Beyond social capital: The role of entrepreneurs' social competence in their financial success // Journal of Business Venturing. 2003. Vol. 18. No. 1. P. 41-60. DOI: 10.1016/S0883-9026(00)00069-0.
16. Henry C., Hill F., Leitch C. Entrepreneurship education and training: Can entrepreneurship be taught? Part I // Education + Training. 2005. Vol. 47. No. 2. P. 98-111. DOI: 10.1108/00400910510586524.
17. Man T., Lau T., Snape E. Entrepreneurial competencies and the performance of small and medium enterprises: An investigation through a framework of competitiveness // Journal of Small Business and Entrepreneurship. 2008. Vol. 21. No. 3. P. 257-276. DOI: 10.1080/08276331.2008.1059342.
18. Matthews Ch., Solomon G. The curricular confusion between entrepreneurship education and small business management: a qualitative analysis. Annals of entrepreneurship education and pedagogy - 2014. - In: Association with the United States association for small business and entrepreneurship (USASBE). - Edward Elgar Publishing Limited, Inc., 2014. P. 91-115. DOI: 10.4337/9781783471454.00012.
19. Morris M., Kaplan J. Entrepreneurial (versus managerial) competencies as drivers of entrepreneurship education - 2014. Annals of entrepreneurship education and pedagogy. - In: Association with the United States association for small business and entrepreneurship (USASBE). - Edward Elgar Publishing Limited, Inc., 2014. P. 134-151. DOI: 10.4337/9781783471454.00014.
20. Neck H. M., Corbett A. C. The scholarship of teaching and learning entrepreneurship // Journal of Entrepreneurship Education and Pedagogy. 2018. Vol. 1. No. 1. P. 8-41. DOI: 10.1177/2515127417737286.
21. Oosterbeek H., van Praag M., Ijsselstein A. The impact of entrepreneurship education on entrepreneurship skills and motivation // European Economic Review. 2010. Vol. 54. No. 3. P. 442-454. DOI: 10.1016/j. euroecorev.2009.08.002.
22. Robles L., Zárraga-Rodríguez M. Key competencies for entrepreneurship // Procedia Economics and Finance. 2015. No. 23. P. 828-832. DOI: 10.1016/S2212-5671(15)00389-5.
Рецензия
Для цитирования:
Потапова О., Погорелова А., Пузыня Т. Особенности обучения предпринимательству на непрофильных направлениях программ среднего профессионального образования. Современная конкуренция. 2022;16(2):128-143. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-2-128-143. EDN: RHNTIE
For citation:
Potapova O., Pogorelova A., Puzynya T. Features of Entrepreneurship Training in Non-core Areas of Secondary Vocational Education Programs. Journal of Modern Competition. 2022;16(2):128-143. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-2-128-143. EDN: RHNTIE