Теоретико-методологическое содержание концепта"конкурентное преимущество"
https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-2-5-19
EDN: EZTQOB
Аннотация
Целью данной статьи является сопоставление отдельных теоретических концепций, развивающихся сегодня в поле конкурентного менеджмента: стратегической теории В. Л. Квинта и конструктивной теории конкуренции Ю. Б. Рубина с концепцией конкурентного преимущества, рассмотренной М. Портером. В рамках научной дискуссии авторы отвечают на вопросы о месте конкурентного преимущества в системе стратегического менеджмента, о сущности конкурентного преимущества, об устойчивости конкурентного преимущества. Для этого мы обозреваем и анализируем системы взглядов вышеуказанных ученых в процитированных источниках. Разные подходы к пониманию и использованию термина «конкурентное преимущество» рассматриваются в работе как разные исследовательские программы, противоречие которых друг другу не требует отказа от более старой концепции. По своей сути конкурентное преимущество понимается как содержание стратегического решения, стратегическая задача, система ее реализации и проявление ее в результатах конкурентной деятельности. В работе выделяется два разных направления управления конкурентным преимуществом: создание/формирование (позитивная сторона) и охрана/защита/обеспечение устойчивости (негативная сторона) конкурентного преимущества. Позитивной стороной конкурентного преимущества можно назвать инструментарий цепочки ценности М. Портера и концепцию преходящего преимущества Р. Макграт. Негативной стороной конкурентного преимущества можно считать отдельные типы экономических рвов. На вопрос устойчивости конкурентного преимущества по- разному отвечают идеи экономического рва и преходящего преимущества. В работе обоснован вывод о том, что и в теории стратегической архитектуры (Квинт), и в конструктивной теории конкуренции (Рубин) термин «конкурентное преимущество» используется в совершенно разных значениях, являющихся сложными интерпретациями оригинального смысла.
Список литературы
1. Шацкая И. В. Конкурентные преимущества как элемент стратегии образовательной организации (на основе методологии В. Л. Квинта) // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 4. С. 127-139. DOI: 10.37791/2687- 0649-2021-15-4-127-139.
2. Квинт В. Л., Бодрунов С. Д. Стратегирование трансформации общества: знание, технологии, ноономика: монография. - СПб.: ИНИР им. С.Ю. Витте, 2021. - 351 с.
3. Портер М. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 947 с.
4. Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 705 с.
5. Рубин Ю. Б. О конструктивной теории конкуренции в предпринимательстве // Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 5 (65). С. 114-129.
6. Васильев А. И. Триада конкурентоспособности: ресурсы, процессы и результаты конкурентной деятельности // Современная конкуренция. 2018. Т. 12. № 4-5 (70-71). С. 75-81.
7. Васильев А. И. Качество образования и конкурентоспособность вуза: аспекты взаимосвязи // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 4. С. 37-43. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-4-37-43.
8. Коваленко А. И. Ценностный подход к онлайн-обучению предпринимательству по программам колледжа и бакалавриата в России // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 1 (81). С. 108-115. DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-1-108-115.
9. Pathak V., Pathak K. Reconfiguring the higher education value chain // Management in Education. 2010. Vol. 24. No. 4. P. 166-171. DOI: 10.1177/0892020610376791.
10. Макграт Р.Г. Конец конкурентного преимущества. - М.: БИНОМ, 2015. - 251 с.
11. Карпов А. Л. Теория конкурентного преимущества: абсолютное и сравнительное преимущество, эмпирическая проверка // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2005. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-konkurentnogo-preimuschestva-absolyutnoe-i-sravnitelnoe-preimuschestvo-empiricheskaya-proverka (дата обращения: 30.10.2021).
12. Удальцова М. В. Сервис как ресурс конкурентного преимущества предприятия // Вестник НГУЭУ. 2012. № 2 (4). C. 23-28.
13. Пятов М. Л. Отчетность как элемент конкурентных преимуществ компаний: тенденции и закономерности // Вестник НГУЭУ. 2016. № 4. С. 10-31.
14. Buffett W., Loomis C. Mr. Buffett on the Stock Market // Fortune. November 22, 1999. URL: https://archive.fortune.com/magazines/fortune/fortune_archive/1999/11/22/269071/index.htm (дата обращения: 23.03.2022).
15. Buffett W. Letter to the Shareholders of Berkshire Hathaway Inc. // Berkshire Hathaway. 2007. URL: http://www.berkshirehathaway.com/letters/2007ltr.pdf (дата обращения: 23.03.2022).
16. Business Moats That Helped Shape The World's Most Massive Companies // CBINSIGHTS. URL: https://www.cbinsights.com/research/report/business-moats-competitive-advantage/(дата обращения: 23.03.2022).
17. D'Aveni R., Gunther R. Hypercompetition: Managing the dynamics of strategic maneuvering. - New York, Toronto: The Free Press, 1994. - 421 p. DOI: 10.1007/978-3-8349-9320-5_8.
18. Ривз М., Джанмеджая С., Кнут Х. Стратегии тоже нужна стратегия. - М.: Эксмо, 2016. - 350 с.
19. Астахов В. В., Хабаров В. И. Определение эффективной стратегии повышения конкурентоспособности наукоемкого предприятия // Современная конкуренция. 2019. Т. 13. № 2 (74). С. 120-129. DOI: 10.24411/1993- 7598-2019-10209.
20. Алавердов А. Р., Алавердова Т. П. Социально ориентированная кадровая стратегия как дополнительное конкурентное преимущество современной организации // Современная конкуренция. 2020. Т. 14. № 1 (77). С. 38-47. DOI: 10.37791/1993-7598-2020-14-1-38-47.
21. Лукашенко М. А. Тайм-менеджмент в корпоративной культуре и конкурентоспособность компании // Современная конкуренция. 2012. Т. 6. № 2 (32). С. 34-41.
Рецензия
Для цитирования:
Коваленко А. Теоретико-методологическое содержание концепта"конкурентное преимущество". Современная конкуренция. 2022;16(2):5-19. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-2-5-19. EDN: EZTQOB
For citation:
Kovalenko A. Theoretical and Methodological Content of the Concept “Competitive Advantage”. Journal of Modern Competition. 2022;16(2):5-19. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-2-5-19. EDN: EZTQOB