Preview

Современная конкуренция

Расширенный поиск

Особенности обучения предпринимательству на непрофильных направлениях в бакалавриате

https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-1-108-125

EDN: KLBUNK

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы формирования предпринимательских компетенций обучающимися в различных образовательных программах, где предпринимательские дисциплины не являются профильными. Под непрофильными направлениями в рамках данной статьи мы условимся понимать образовательные программы для бакалавриата, которые нацелены на формирование специалистов профессий, отличных от предпринимателей, например профили «Управление проектами»,«Финансы и кредит», «Спортивный менеджмент», «Event-менеджмент», «Менеджмент в гостиничном и ресторанном бизнесе», «Маркетинг», «Гражданское право», «Экономическая безопасность» и т.д. Это подготовка к другой специальности, отличной от предпринимательства, поэтому предпринимательская компетенция для этих программ является общепрофессиональной. Обучение предпринимательству представляется актуальным для обучающихся на различных направлениях и профилях бакалавриата. Компетенция по предпринимательству является общепрофессиональной для непрофильных направлений, при этом встраивать ее в основную образовательную программу возможно в качестве профессиональной. Студенты могут открывать свое дело в малом и среднем предпринимательстве, инициировать внутрифирменное предпринимательство. Для системного обучения целесообразно внедрение модуля практики по проведению собственного стартапа с подключением к инфраструктуре по предпринимательству. Решению этой проблемы - построения системы обучения предпринимательству непрофильных направлений бакалавриата, и посвящена данная статья, ориентированная на следующие цели: а) выделить и описать компетенции в области предпринимательства для студентов управленческих, экономических, а в дальнейшем и других профилей высшего образования; б) представить систему обучения предпринимательству через модуль адаптированных учебных дисциплин из проверенного практикой комплекса курсов предпринимательского профиля образования; в) выделить главные темы курсов, входящих в состав модуля, и виды необходимых учебных занятий, которые позволят достичь требуемого уровня освоения предложенных компетенций. В данной статье представлен процесс выстраивания учебной части системы обучения предпринимательству студентов непрофильных направлений в продолжение публикаций ФИП, которое будет также детально раскрываться в последующих публикациях.

Об авторах

Галина Геннадьевна Дерябина
Университет «Синергия»; ООО «РОМАРТ Контакт»


Данила Петрович Можжухин
Университет «Синергия»; Национальная ассоциация обучения предпринимательству


Юрий Генрихович Памухин
Университет «Синергия»


Ольга Николаевна Потапова
Университет «Синергия»


Список литературы

1. Предпринимательское образование в России и за рубежом: история, содержание, стандарты, качество / под. ред. Ю. Б. Рубина. - М.: Московский финансово-промышленный университет "Синергия", 2015. - 416 с.

2. Рубин Ю. Б., Алексеева Е. В., Леднев М. В., Можжухин Д. П. Обучение предпринимательству: пути укоренения в вузовском сегменте российского образования // Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 1 (61). C. 30-56.

3. Rubin Yu., Lednev M., Mozhzhukhin D. Entrepreneurship education in action: A matrix of competencies for a bachelor's degree program // Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy - 2018. In Association with the United States Association for Small Business and Entrepreneurship (USASBE). - Northampton, MA: Edward Elgar Publishing Limited, 2018a. P. 187-202. DOI: 10.4337/9781788114950.00018.

4. Рубин Ю. Б. Теория предпринимательства: пространство функционального подхода // Современная конкуренция. 2018. Т. 12. № 1 (67). С. 83-103.

5. Колмогоров Ю. Н. и др. Методы и средства научных исследований: учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. - 152 с.

6. George A., Bennett A. Case study and theory development in the social science. - Cambridge: MIT Press, 2005. - 350 p.

7. Davis J., Mengersen K., Bennett S., Mazerolle L. Viewing systematic reviews and meta-analysis in social research through different lenses // SpringerPlus. 2014. No. 3. Article 511. DOI: 10.1186/2193-1801-3-511.

8. Palmatier R. W., Houston M. B., Hulland J. Review articles: Purpose, process, and structure // Journal of the Academy of Marketing Science. 2018. No. 46. P. 1-5. DOI: 10.1007/s11747-017-0563-4.

9. Tranfield D., Denyer D., Smart P. Towards a methodology for developing evidence-informed management knowledge by means of systematic review // British Journal of Management. 2003. Vol. 14. No. 3. P. 207-222. DOI: 10.1111/1467-8551.00375.

10. Neck H. М., Greene P. G., Brush C. G. Teaching entrepreneurship a practice-based approach. - Northampton, MA: Edward Elgar Publishing Limited, Inc., 2014. - 339 p. DOI: 10.4337/9781782540564.

11. Савельева О. В. Проблемы и перспективы обучения предпринимательству в России // Лидерство и менеджмент. 2017. Т. 4. № 1. С. 17-24. DOI: 10.18334/lim.4.1.37590.

12. Рубин Ю. Б. Образовательная программа по предпринимательству в бакалавриате и условия ее реализации // Высшее образование в России. 2016б. № 2. C. 15-27.

13. Morris M., Kaplan J. Entrepreneurial (versus managerial) competencies as drivers of entrepreneurship education // Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy - 2014. In Association with the United States Association for Small Business and Entrepreneurship (USASBE). - Edward Elgar Publishing Limited, Inc., 2014. P. 134-151. DOI: 10.4337/9781783471454.00014.

14. Рубин Ю. Б. Формирование компетенций в сфере предпринимательства на образовательном пространстве бакалавриата // Высшее образование в России. 2016а. № 1. C. 7-21.

15. Henry C., Hill F., Leitch C. Entrepreneurship education and training: Can entrepreneurship be taught? Part I // Education + Training. 2005. Vol. 47. No. 2. P. 98-111. DOI: 10.1108/00400910510586524.

16. Oosterbeek H., van Praag M., Ijsselstein A. The impact of entrepreneurship education on entrepreneurship skills and motivation // European Economic Review. 2010. Vol. 54. No. 3. P. 442-454. DOI: 10.1016/j. euroecorev.2009.08.002.

17. Man T., Lau T., Snape E. Entrepreneurial competencies and the performance of small and medium enterprises: An investigation through a framework of competitiveness // Journal of Small Business and Entrepreneurship. 2008. Vol. 21. No. 3. P. 257-276. DOI: 10.1080/08276331.2008.10593424.

18. Robles L., Zárraga-Rodríguez M. Key competencies for entrepreneurship // Procedia Economics and Finance. 2015. No. 23. P. 828-832. DOI: 10.1016/S2212-5671(15)00389-5.

19. Matthews Ch., Solomon G. The curricular confusion between entrepreneurship education and small business management: A qualitative analysis // Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy - 2014. In Association with the United States Association for Small Business and Entrepreneurship (USASBE). - Edward Elgar Publishing Limited, Inc., 2014. P. 91-115. DOI: 10.4337/9781783471454.00012.

20. White R., Hertz G., Moore K.Competency based education in entrepreneurship: А call to action for the discipline // Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy - 2016. In Association with the United States Association for Small Business and Entrepreneurship (USASBE). - Edward Elgar Publishing Limited, Inc., 2016. P. 127-147. DOI: 10.4337/9781784719166.00013.

21. Neck H. M., Corbett A. C. The scholarship of teaching and learning entrepreneurship // Journal of Entrepreneurship Education and Pedagogy. 2018. Vol. 1. No. 1. P. 8-41. DOI: 10.1177/2515127417737286.

22. Engel J. S., Schindehutte M., Neck H. M., Smilor R., Rossi B. What I have learned about teaching entrepreneurship: Perspectives of five Masters Educators // Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy - 2016. In Association with the United States Association for Small Business and Entrepreneurship (USASBE). - Edward Elgar Publishing Limited, Inc., 2016. P. 3-25. DOI: 10.4337/9781784719166.00008.

23. Liguori E., Cowden B., Hertz G. Teaching entrepreneurial sales skills: A co-curricular approach // Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy - 2016. In Association with the United States Association for Small Business and Entrepreneurship (USASBE). - Edward Elgar Publishing Limited, Inc., 2016. P. 389-392. DOI: 10.4337/9781784719166.00034.

24. Матерн Н. А., Першина Е. Г. Влияние локдауна на развитие предпринимательства в Новосибирской области // Сибирская финансовая школа. 2021. № 2 (142). С. 32-36.

25. Коржова О. С. Стратегии развития высших учебных заведений: классификации и условия применения // Вестник НГУЭУ. 2021. № 1. С. 284-294. DOI: 10.34020/2073-6495-2021-1-284-294.

26. Рубин Ю. Б., Можжухин Д. П., Леднев М. В., Алексеева Е. В., Погорелова А. Ю., Потапова О. Н., Пузыня Т. А. Специфические черты стартаперских компетенций как планируемых результатов обучения предпринимательству в бакалавриате // Современная конкуренция. 2020. Т. 14. № 3 (79). С. 130-143. DOI: 10.37791/1993-7598-2020-14-3-130-143.

27. Рубин Ю. Б., Потапова О. Н., Алексеева Е. В., Леднев М. В., Можжухин Д. П., Погорелова А. Ю., Пузыня Т. А. Вопросы обучения социальному предпринимательству в бакалавриате // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 2. С. 101-122. DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-2-101-122.

28. Рубин Ю. Б., Погорелова А. Ю., Алексеева Е. В., Леднев М. В., Можжухин Д. П., Потапова О. Н., Пузыня Т. А. Обучение семейному предпринимательству в бакалавриате // Современная конкуренция. 2020. Т. 14. № 4 (80). С. 113-127. DOI: 10.37791/1993-7598-2020-14-4-113-127.

29. Потапова О. Н., Алексеева Е. В. Применение интерактивных методов обучения предпринимательству как средство повышения эффективности обучения // Современная конкуренция. 2019. Т. 13. № 1 (73). С. 17-23.

30. Рубин Ю. Б. Управление собственным бизнесом: учебник для высшей школы. - М.: Московский финансово- промышленный университет "Синергия", 2021. - 976 с.


Рецензия

Для цитирования:


Дерябина Г., Можжухин Д., Памухин Ю., Потапова О. Особенности обучения предпринимательству на непрофильных направлениях в бакалавриате. Современная конкуренция. 2022;16(1):108-125. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-1-108-125. EDN: KLBUNK

For citation:


Deryabina G., Mozhzhukhin D., Pamukhin Yu., Potapova O. Features of Teaching Entrepreneurship in Non-core Areas in the Bachelor’s Degree. Journal of Modern Competition. 2022;16(1):108-125. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-1-108-125. EDN: KLBUNK

Просмотров: 0


Creative Commons License
Контент доступен на условиях простой (неисключительной) лицензии.


ISSN 1993-7598 (Print)
ISSN 2687-0657 (Online)