Обучение предпринимательским коммуникациям на образовательных платформах: российская и зарубежная практика
https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-1-90-107
EDN: BLNQMU
Аннотация
Обучение предпринимательству сегодня является предметом пристального внимания образовательного сообщества. Важная составляющая такого обучения - проблематика предпринимательских коммуникаций, которые затрагивают все аспекты функционирования любого бизнеса. Внешние коммуникации направлены на обеспечение делового взаимодействия компании с такими заинтересованными сторонами, как клиенты, партнеры, конкуренты, органы государственной власти, инвесторы, а внутренние коммуникации - на повышение эффективности бизнес-процессов. Поэтому обучение предпринимательским коммуникациям является актуальной научной и практической задачей. Актуальность еще более возрастает в условиях интенсивного развития ИКТ и особенно в условиях пандемии, когда образовательный процесс в значительном объеме переходит в онлайн. Целью настоящей статьи является аналитический обзор российских и зарубежных практик обучения предпринимательским коммуникациям на образовательных платформах. В статье уточнено понятие предпринимательских коммуникаций и представлено их рассмотрение как предмета обучения, показано, что в научной литературе нет единства в толковании данного понятия. В большинстве источников оно замещено понятиями «бизнес-коммуникация», «деловая коммуникация». Представлен широкий обзор курсов обучения бизнес-коммуникациям на российских и зарубежных образовательных платформах, таких как «Открытое образование», Skillbox, «Нетология», Product Live, Product Star, Laba,«Яндекс.Практикум», Coursera, Udemy, EdX, MIT OCW, Alison. Наибольшее количество курсов по бизнес- коммуникациям представлено на платформах Coursera, Udemy и «Открытое образование». Контент выявленных курсов направлен на формирование персональной коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии - умение проводить переговоры и презентации, выступать публично и т. д., безотносительно предпринимательской специфики. Обосновано применение таких методов обучения предпринимательским коммуникациям, как хакатоны, митапы, VR- и АR-технологии. Показано, что для отработки предпринимательской коммуникации могут быть использованы следующие приложения: VirtualSpeech, Glue, MeetinVR, Stage.
Об авторах
Марианна Анатольевна ЛукашенкоТатьяна Юрьевна Добровольская
Список литературы
1. Рубин Ю. Б. Компетентностный подход в обучении российской молодежи предпринимательству // Сборник тезисов докладов Международной конференции "Формирование профессиональных предпринимательских компетенций молодежи в процессе обучения предпринимательству". - М.: Московский финансово-промышленный университет "Синергия", 2014. С. 5-14.
2. Чепуренко А. Ю. Как и зачем обучать студентов предпринимательству: полемические заметки // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 250-276. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-3-250-276.
3. Алексеева Е. В., Баранова И. П., Васильев А. И. и др. Предпринимательское образование в России и за рубежом: история, содержание, стандарты, качество: монография / под ред. Ю. Б. Рубина. - М.: Московский финансово-промышленный университет "Синергия", 2015. - 424 c.
4. Потапова О. Н., Алексеева Е. В. Применение интерактивных методов обучения предпринимательству как средства повышения эффективности обучения // Современная конкуренция. 2019. Т. 13. № 1 (73). С. 17-23.
5. Сорокин П. С., Повалко А. Б., Черненко С. Е. Обучение предпринимательству в вузах России и мира: зачем, как и с какими результатами? - М.: НИУ ВШЭ, 2020. - 48 с.
6. Анализ 19 стартап-хабов в Европе. Результаты опроса европейских стартапов [Электронный ресурс] // PwC. 2019. URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/european-start-up-survey.html (дата обращения: 20.11.2021).
7. Tittel A., Terzidis O. Entrepreneurial competences revised: developing a consolidated and categorized list of entrepreneurial competences // Entrepreneurship Education. 2020. No. 3. P. 1-35. DOI: 10.1007/s41959-019- 00021-4.
8. Рубин Ю. Б., Можжухин Д. П., Алексеева Е. В. Непрерывное предпринимательское образование: формирование инновационной модели (опыт 2021 года) // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 4 (84). С. 91-108. DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-4-91-108.
9. Чернухина Г. Н., Ермоловская О. Ю. Развитие человеческого капитала как фактор повышения конкурентоспособности предпринимательских структур в России // Современная конкуренция. 2020. Т. 14. № 1 (77). С. 48-57. DOI: 10.37791/1993-7598-2020-14-1-48-57.
10. Коваленко А. И. Современное состояние системы обучения предпринимательству в России (по итогам ежегодной конференции РАОП) // Современная конкуренция. 2018. Т. 12. № 2-3 (68-69). С. 73-82.
11. Ушакова Е. В. Формирование и развитие коммуникативной компетенции предпринимателей // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 2 (82). С. 123-131. DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-2-123-131.
12. Рубин Ю. Б., Можжухин Д. П., Леднев М. В., Алексеева Е. В., Погорелова А. Ю., Потапова О. Н., Пузыня Т. А. Специфические черты стартаперских компетенций как планируемых результатов обучения предпринимательству в бакалавриате // Современная конкуренция. 2020. Т. 14. № 3 (79). С. 130-143. DOI: 10.37791/1993-7598-2020-14-3-130-143.
13. Flynn C., Olson J., Reinhardt M. Self-regulated learning in online graduate business communication courses: a qualitative inquiry // Business and Professional Communication Quarterly. 2020. Vol. 83. No. 1. P. 80-95. DOI: 10.1177/2329490619885904.
14. Карпова И. В. Особенности деловой коммуникации в структуре PR-деятельности // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2016. № 3. С. 159-161.
15. Измалкова С. А., Головина Т. А., Авдеева И. Л., Бахтина С. С., Парахина Л. В. Деловые коммуникации: управление и технологии. - Орел: ФГБОУ ВПО Госуниверситет-УНПК, 2013. - 255 с.
16. Спивак В. А. Современные бизнес-коммуникации. - СПб.: Питер, 2002. - 308 c.
17. Матузенко Е. В., Шиленко С. И., Федорова Я. О. Деловые коммуникации как фактор повышения результативности бизнеса // Фундаментальные исследования. 2016. № 9-3. С. 622-627.
18. Darling J. К., Beebe S. A. Effective entrepreneurial communication in organization development: Achieving excellence based on leadership strategies and values // Organization Development Journal. 2007. Vol. 25. No. 1. P. 76-93.
19. Berlin J. Entrepreneurship and Communication. URL: https://www.academia.edu/39081764/entrepreneurship_and_communication (дата обращения: 20.11.2021).
20. Рубин Ю. Б. Основы предпринимательства. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Университет "Синергия", 2020. - 518 c.
21. Удалова Е. С. Методы эффективного управления коммерческими коммуникациями предпринимательских структур: автореф. дис. … канд. экон. наук. - СПб.: Санкт-Петербургский университет экономики и финансов, 2007. - 16 с.
22. Долгушева Н. В. Концептуальные подходы к формированию и функционированию бизнес-коммуникаций предпринимательских структур: автореф. дис. … канд. экон. наук. - Екатеринбург: Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, 2009. - 8 с.
23. Лукашенко М. А., Радченко В. С., Шавырина А. А., Добровольская Т. Ю. Бизнес-коммуникации руководителя. Мастер-класс: учебное пособие / под ред. М. А. Лукашенко. - М.: Университет "Синергия", 2021. - 216 с. DOI: 10.37791/978-5-4257-0511-2-2021-1-216.
24. Onstenk J. Entrepreneurship and vocational education // European Educational Research Journal. 2003. Vol. 2. No. 1. P. 74-89. DOI: 10.2304/eerj.2003.2.1.12.
25. Рубин Ю. Б. Формирование компетенций в сфере предпринимательства на образовательном пространстве бакалавриата // Высшее образование в России. 2016a. № 1. С. 7-21.
26. О проекте "Национальная платформа открытого образования" [Электронный ресурс] // Открытое образование. URL: https://npoed.ru/about (дата обращения: 20.11.2021).
27. Lentz P., Bloch J., Cardon P. W., Cresap L., Nelson A. K., Remley D. Face-to-face teaching has a new face: online, remote, hybrid, and HY-flex // Proceedings of the 85th Annual International Conference "Association for Business Communication", October 27-31, 2020 - Virtual. P. 97-99.
28. AR, VR и MR технологии. Что это и как применять? [Электронный ресурс] // Helmeton. URL: https://helmeton.ru/blog/razlichiya-i-sfery-primeneniya-ar-vr-mr/(дата обращения: 20.11.2021).
29. Кириллов Д. Куда и зачем гостиничный бизнес внедряет технологии виртуальной и дополненной реальности [Электронный ресурс] // Welcome Times. 20 сентября 2019. URL: https://welcometimes.ru/opinions/kuda-i-zachem-gostinichnyy-biznes-vnedryaet-tehnologii-virtualnoy-i-dopolnennoy-realnosti (дата обращения: 20.11.2021).
Рецензия
Для цитирования:
Лукашенко М., Добровольская Т. Обучение предпринимательским коммуникациям на образовательных платформах: российская и зарубежная практика. Современная конкуренция. 2022;16(1):90-107. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-1-90-107. EDN: BLNQMU
For citation:
Lukashenko M., Dobrovolskaya T. Teaching Entrepreneurial Communications Using Educational Platforms: Russian and Foreign Practices. Journal of Modern Competition. 2022;16(1):90-107. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-1-90-107. EDN: BLNQMU