Preview

Современная конкуренция

Расширенный поиск

Конкурентные преимущества IT-компаний в цифровой экономике

https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-1-55-65

EDN: PWIPJI

Аннотация

В статье рассмотрены актуальные вопросы развития российского сегмента рынка веб-услуг в онлайн-среде в мировом экономическом пространстве. Изучение современного рынка IT- компаний представляется чрезвычайно актуальным на сегодняшний день. Все больше и больше фирм нуждаются в переходе в цифровую среду в целях расширения возможностей бизнеса, оптимизации способов взаимодействия с клиентами, а также повышения конкурентоспособности и показателей экономической эффективности. Использование информационных технологий в бизнес-процессах становится чрезвычайно необходимым в условиях короновирусных ограничений, что повышает спрос на услуги IT-компаний. В связи с этим важно понять их базовые стратегии и оценить склонность к монополизации. «Ранее экономисты предполагали, что конкурентные рынки цифровых услуг меньше склонны к монополизации, чем рынки материальных продуктов. Сейчас на цифровых рынках можно наблюдать и монополизацию, и асимметрию информации, и внешние (сетевые) эффекты» [1]. Целью исследования является идентификация типа структуры российского сегмента рынка веб-услуг в онлайн- среде в мировом экономическом пространстве и оценка интенсивности конкуренции. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: определен релевантный рынок, проанализированы его основные характеристики и состав участников, тенденции трансформации в условиях COVID-19, обоснован выбор критериев анализа структуры российского сегмента рынка на платформе онлайн- биржи Upwork. Результаты основаны на эмпирическом исследовании статистической информации по новосибирским компаниям, функционирующим на площадке Upwork. Такие параметры рынка, как большое количество фирм, незначительная высота барьеров вхождения в отрасль, преобладание неценовой конкуренции, позволяют идентифицировать его как рынок монополистической конкуренции. В статье обозначены проблемы антимонопольного регулирования рынка веб-услуг, работающих на цифровых платформах, а именно: сложность их анализа и выделения «релевантного» рынка, размытость географических и продуктовых границ, растущий спрос. Систематизированы факторы, определяющие конкурентные преимущества фирм на рынке веб-услуг и портфель заказов, которые, в свою очередь, косвенно влияют на выбор стратегии. Авторами предпринята попытка описать мотивы поведения покупателей на рынке веб-услуг при удаленном выборе продавцов в онлайн-среде.

Об авторах

Павел Алексеевич Сапожников
ООО «ОлСтарз»; Новосибирский государственный университет экономики и управления "НГУЭУ"


София Николаевна Любященко
Новосибирский государственный университет экономики и управления "НГУЭУ"


Список литературы

1. Коваленко А. И. Технологические гиганты на цифровых рынках - результат провала регулятора // Современная конкуренция. 2020. Т. 14. № 4 (80). С. 5-24. DOI: 10.37791/1993-7598-2020-14-4-5-24.

2. Kemp S. Digital 2020: 3.8 Billion People Use Social Media // WE ARE SOCIAL. URL: https://wearesocial.com/blog/2020/01/digital-2020-3-8-billion-people-use-social-media (дата обращения: 07.10.2021).

3. Кох Л. В., Кох Ю. В. Анализ существующих подходов к измерению цифровой экономики // Научно- технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2019. Т. 12. № 4. С. 78-89. DOI: 10.18721/JE.12407.

4. Сунтура Л. Статистическое моделирование рынка интернет-услуг: дис.. канд. экон. наук: 08.00.12. - Ростов н/Д., 2015. - 114 с.

5. Старкова А. П. Формирование конкурентных преимуществ продуцентов услуг web-дизайна и web- разработки: автореферат дис… канд. экон. наук: 08.00.05. - М., 2019. - 28 с.

6. Старкова А. П. Специфика использования механизмов реализации конкурентных преимуществ предприятия сферы сервиса в условиях экономической нестабильности в стране // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-1 (85). С. 1198-1200.

7. Плаксин С., Абдрахманова Г., Ковалева Г. Интернет-экономика в России: подходы к определению и оценке // ФОРСАЙТ. 2017. Т. 11. № 1. С. 55-65. DOI: 10.17323/2500-2597.2017.1.55.65.

8. Магомедов Р. М. Анализ российского рынка IT-услуг // Территория науки. 2017. № 1. С. 145-151.

9. Магомедов Р. М. Перспективы развития онлайн торговли // Территория науки. 2016. № 2. С. 109-114.

10. Норец Н. К., Станкевич А. А. Цифровая экономика: состояние и перспективы развития // Инновационные кластеры в цифровой экономике: теория и практика: труды научно-практической конференции с международным участием 17-22 мая 2017 г. / под ред. д-ра экон. наук, проф. А. В. Бабкина. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. С. 173-179.

11. Конобевцев Ф. Д., Лаас Н. И., Гурова Е. В., Романова И. А. Удаленная работа: технологии и опыт организации // Вестник университета. 2019. № 7. С. 9-17. DOI: 10.26425/1816-4277-2019-7-9-17.

12. Ванкевич Е. В. Новые тренды в сфере управления человеческими ресурсами в условиях цифровизации экономики / Е. В. Ванкевич // Економiчний вiсник унiверситету: збiрник наукових праць. - 2019. - № 43. - С. 7-12. DOI: 10.31470/2306-546Х-2019-43-7-12.

13. Сапожников П. А., Любященко С. А. Анализ структуры российского сегмента рынка веб-услуг в онлайн- среде на платформе онлайн-биржи UPWORK // Вестник НГУЭУ. 2021. № 4. С. 93-103. DOI: 10.34020/2073- 6495-2021-4-093-103.

14. Dean B. Upwork Revenue and Client Stats (2022) // Backlinko. May 13, 2021. URL: https://backlinko.com/upwork- users (дата обращения: 08.10.2021).

15. Азьмук Н. Сущность, особенности и функции цифрового рынка труда // Вiсник Київського нацiонального унiверситету iм. Тараса Шевченка. Серiя: Економiка. 2015. № 5 (170). С. 38-43. DOI: 10.17721/1728- 2667.2015/170-5/7.

16. Кудбиев Ш. Цифровая экономика как новый этап глобализации рынка труда // International scientific review of the problems and prospects of modern science and education: Collection of Scientific Articles LXVII International Correspondence Scientific and Practical Conference. 2020. С. 22-29.

17. Чемберлин Э. Х. Теория монополистической конкуренции: Реориентация теории стоимости / пер. с англ. - 1-е изд. - М.: Экономика, 1996. - 349 с.

18. Пиньковецкая Ю. С. Малое предпринимательство на рынках совершенной и монополистической конкуренции // Современная конкуренция. 2012. № 2 (32). С. 3-12.

19. Маслова Т. Ю. Понятие цифровых технологий в маркетинге // Аллея науки. 2020. Т. 2. № 6 (45). С. 130-134.

20. Вербус В. А., Ошарин А.М. Цена качества: монополистическая конкуренция с неоднородными потребителями // Экономическая политика. 2019. Т. 14. №3. С. 152-175. DOI: 10.18288/1994-5124-2019-3-152-175.

21. Cope S. How much can freelancers make in 2021? // Upwork. March 12, 2021. URL: https://www.upwork.com/resources/how-much-do-freelancers-make (дата обращения: 08.10.2021).


Рецензия

Для цитирования:


Сапожников П., Любященко С. Конкурентные преимущества IT-компаний в цифровой экономике. Современная конкуренция. 2022;16(1):55-65. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-1-55-65. EDN: PWIPJI

For citation:


Sapozhnikov P., Lyubyashenko S. Сompetitive Advantages of IT Companies in the Digital Economy. Journal of Modern Competition. 2022;16(1):55-65. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2022-16-1-55-65. EDN: PWIPJI

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен на условиях простой (неисключительной) лицензии.


ISSN 1993-7598 (Print)
ISSN 2687-0657 (Online)