Конкурентные преимущества как элемент стратегии образовательной организации(на основе методологии В. Л. Квинта)
https://doi.org/10.37791/2687-0649-2021-15-4-127-139
EDN: CMIEZB
Аннотация
Конкурентные преимущества - важная экономическая категория, находящаяся под пристальным вниманием исследователей. Любой организации в целях разграничения с прочими участниками рынка требуется обладать отличительными характеристиками. Данное правило актуально и для образовательных организаций, которые функционируют на рынке образовательных услуг, характеризующемся стабильным повышением уровня конкуренции. Отсюда актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью поиска оптимальных методов решения проблемы конкуренции между образовательными организациями в системе высшего образования. Целью исследования является раскрытие сущности конкурентных преимуществ образовательной организации, а также изучение факторов, способствующих их формированию и развитию. В соответствии с целью поставлены следующие задачи: проработать содержание конкурентных преимуществ образовательной организации; сформулировать факторы, характеризующие конкурентоспособность образовательной организации; выдвинуть рекомендации, связанные с формированием и развитием конкурентных преимуществ образовательной организации. Теоретико-методологической основой исследования служат научные достижения отечественных и зарубежных ученых по вопросам управления конкурентоспособностью хозяйствующего субъекта, в том числе образовательной организации. Научные выводы автора базируются на теории стратегии и методологии стратегирования выдающегося ученого В. Л. Квинта. Для обоснования достигнутых результатов использовалась совокупность научных методов и подходов: анализа и синтеза, обобщения, аналогии, научной теории. В результате исследования на основе теории стратегии и методологии стратегирования В. Л. Квинта раскрыта сущность конкурентных преимуществ образовательной организации как элемента ее стратегии. Сделан вывод о том, что конкурентные преимущества - существенный элемент стратегической архитектуры, который, во-первых, обеспечивает результативность стратегии, во-вторых, является своеобразным фильтром в системе целеполагания образовательной организации. Выдвинут ряд рекомендаций, связанных с управлением конкурентными преимуществами образовательной организации.
Об авторе
Ирина Вячеславовна ШацкаяСписок литературы
1. Квинт В. Л., Бодрунов С. Д. Стратегирование трансформации общества: знание, технологии, ноономика: монография. - СПб.: ИНИР им. С. Ю. Витте, 2021. - 351 с.
2. Рубин Ю. Б. Конкуренция в российском образовании: теория и противоречивые реалии // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 5 (111). С. 17-30. DOI: 10.15826/umpa.2017.05.058.
3. Porter M. E. The competitive advantage: creating and sustaining superior performance. - New York: Free Press, 1985. - 558 с.
4. Васильев А. И. Конкурентоспособность вуза в свете теории конкуренции и норм российского законодательства // Современная конкуренция. 2017. № 6. Т. 11. С. 122-134.
5. Васильев А. И. Управление конкурентоспособностью образовательной организации высшего образования: вопросы теории: монография. - М.: Университет "Синергия", 2019. - 186 с.
6. Васильев А. И. Качество образования и конкурентоспособность вуза: аспекты взаимосвязи // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 4. С. 37-43. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-4-37-43.
7. Коваленко А. И. Конкуренция между вузами: институциональная дискриминация // Современная конкуренция. 2010. № 1 (19). С. 79-87.
8. Как сделать образование двигателем социально экономического развития?: коллективная монография / под ред. Я. И. Кузьминова, И. Д. Фрумина, П. С. Сорокина [и др.]. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. - 288 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-1995-0.
9. Молочников Н. Р., Реутова И. В., Лобовская Т. А. Конкурентоспособность образовательных учреждений: ключевые факторы успеха // Успехи современного естествознания. 2004. № 8. С. 134-135.
10. Рубин Ю. Б., Леднев М. В. Обучение тактике конкурентных действий в современной магистратуре // Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 2 (62). С. 96-143.
11. Савенкова Ю. С., Советкина А. А. Управление конкурентоспособностью вуза в современных социально- экономических условиях // Вопросы образования. 2009. № 4. С. 182-199.
12. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью вуза // Высшее образование в России. 2006. № 9. С. 35-37.
13. Стратегия есть философия успеха [Электронный ресурс] // Научная Россия. 2020. URL: https://scientificrussia.ru/articles/nauka-strategiya (дата обращения: 23.09.2021).
14. Квинт В. Л. Концепция стратегирования: монография. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. - 170 c.
15. Квинт В. Л. Концепция стратегирования. - СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2019. Т. 1. - 132 с.
16. Шацкая И. В. Факторы конкурентоспособности образовательной организации // Экономика и предпринимательство. 2020. № 11 (124). С. 968-972. DOI: 10.34925/EIP.2020.124.11.189.
17. Porter M. E. What is Strategy? // Harvard Business Review. 1996. Vol. 74. No. 6. Р. 61-78.
18. Хамел Г., Прохалад К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. - М.: Олимп-бизнес, 2014. - 288 с.
19. Soko J. J., Gachunga H., Katuse P., Otieno R. O., Kenyatta J. Competitive advantage for universities in Kenya: A qualitative study // The Research Journal. 2015. Vol.1. No.4. URL: https://www.researchgate.net/publication/292993976_ Competitive_Advantage_for_Universities_in_Kenya_A_Qualitative_Study (дата обращения: 04.08.2021).
20. Голиков И. А. Особенности содержания понятий "конкуренция" и "конкурентоспособность" // Российское предпринимательство. 2016. Т. 17. № 10. С. 1251-1264. DOI: 10.18334/rp.17.10.35291.
Рецензия
Для цитирования:
Шацкая И. Конкурентные преимущества как элемент стратегии образовательной организации(на основе методологии В. Л. Квинта). Современная конкуренция. 2021;15(4):127-139. https://doi.org/10.37791/2687-0649-2021-15-4-127-139. EDN: CMIEZB
For citation:
Shatskaya I. Competitive Advantages as an Element of the Strategy of an Educational Organization (Based on the V. L. Kvint’s Methodology). Journal of Modern Competition. 2021;15(4):127-139. https://doi.org/10.37791/2687-0649-2021-15-4-127-139. EDN: CMIEZB