Факторы, влияющие на конкурентоспособность образовательной организации
https://doi.org/10.37791/2687-0657-2021-15-4-109-117
EDN: QDHLVE
Аннотация
В представленном материале рассматриваются вопросы конкурентоспособности в образовании, конкурентоспособности образовательной организации, ее составляющие. В настоящее время одним из актуальных вопросов является вопрос конкурентоспособности современного российского образования. Также тема развития конкуренции в российском образовании постоянно обсуждается мировым сообществом. В дискурсах о конкурентоспособности образовательной организации на современном образовательном рынке выдвигается на первый план такая проблема, как выявление/определение факторов ее повышения. По данным различных исследований, на конкурентоспособность образовательной организации влияет масса разнообразных внешних и внутренних факторов. В связи с этим основное внимание в статье уделяется выявлению факторов, которые обеспечивают конкурентоспособность российских образовательных организаций на рынке образовательных услуг. Сейчас отмечается рост конкурентоспособности высшего российского образования на международном рынке и поэтому конкурентоспособность образования рассматривается в глобальном масштабе как способность национальной системы образования конкурировать на мировом научно-образовательном рынке. Стоит отметить, что конкурентоспособность по праву признается сложным понятием, значения которого рассматриваются в широком и узком смыслах слова. При изучении различных аспектов конкурентоспособности образовательной организации предлагается ориентироваться на общее определение понятия «конкурентоспособность», изложенное в статье. Конкурентоспособность образовательной организации (как и любой другой организации) определяется конкурентоспособностью ее персонала, а конкурентоспособность персонала во многом зависит от его мотивации к трудовой деятельности, поэтому в статье акцент сделан на факторах, влияющих на конкурентоспособность образовательной организации в целом и в частности на мотивации одной из категорий основного персонала образовательной организации (профессорско-преподавательского состава) как фактора повышения конкурентоспособности образовательной организации. Результаты проведенного исследования, описанные в статье, позволяют сделать вывод о том, что постоянное изучение/мониторинг факторов, влияющих на конкурентоспособность образовательной организации, является важным составляющим компонентом повышения ее конкурентоспособности, что определяет необходимость дальнейших исследований и разработок в этой сфере.
Об авторе
Юлия Борисовна НадточийСписок литературы
1. Астахов В. В., Хабаров В. И. Определение эффективной стратегии повышения конкурентоспособности наукоемкого предприятия // Современная конкуренция. 2019. Т. 13. № 2 (74). С. 120-129. DOI: 10.24411/1993- 7598-2019-10209.
2. Васильев А. И. Конкурентоспособность вуза в свете теории конкуренции и норм российского законодательства // Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 6 (66). С. 122-134.
3. Васильев А. И. Ресурсный подход к оценке конкурентоспособности образовательных организаций // Современная конкуренция. 2019. Т. 13. № 3 (75). С. 134-140. DOI: 10.24411/1993-7598-2019-10312.
4. Выпускников каких вузов больше всего "любят" работодатели. Рейтинг университетов по востребованности выпускников на рынке труда [Электронный ресурс] // RAEX Rating Review. URL: https://raex-rr.com/education/universities/rating_of_universities_by_graduates_in_demand#table (дата обращения: 07.04.2021).
5. Зарецкая А. С., Иванова О. П., Козырев М. М. Исследование конкурентоспособности вуза и факторов ее повышения // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2019. № 4. С. 21-35. DOI: 10.28995/2073- 6304-2019-4-21-35.
6. Коваленко А. И. Теоретические и методологические аспекты использования концепции "конкурентоспособности" в научных исследованиях // Современная конкуренция. 2013. № 6 (42). С. 65-79.
7. Конкурентоспособность российского высшего образования: результаты, факты, динамика. Успехи и горизонты российского высшего образования [Электронный ресурс] // Indicator. URL: https://indicator.ru/humanitarian-science/konkurentosposobnost.htm (дата обращения: 16.04.2021).
8. Ливандовская А. Внешняя и внутренняя среда вуза: влияние на качество образования // Высшее образование в России. 2006. № 7. С. 152-155.
9. Рейтинг российских вузов "Национальное признание". Методология рейтинга 2020 [Электронный ресурс] // Univer.EXPERT. Академический критик. URL: https://univer.expert/akademicheskiye-reytingi- vuzov-2020/metodologiya-reytinga-2020/#4 (дата обращения: 07.04.2021).
10. Рейтинг технических вузов России 2021 [Электронный ресурс] // SuperJob students. URL: https://students. superjob.ru/reiting-vuzov/it/(дата обращения: 17.09.2021).
11. Рейтинг университетов мира QS [Электронный ресурс] // Educationindex. URL: https://www.educationindex.ru/ articles/university-rankings/qs/(дата обращения: 14.08.2020).
12. Рейтинг факультетов московских вузов в девяти профессиональных сферах по версии hh.ru 2020-2021 [Электронный ресурс] // HeadHunter (сайт hh.ru). URL: https://hh.ru/rating (дата обращения: 17.09.2021).
13. Рубин Ю. Б. Конкуренция в российском образовании: теория и противоречивые реалии // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 5 (111). С. 17-30. DOI: 10.15826/umpa.2017.05.058.
14. Рудаков В. Н. Мотивация работы преподавателем вуза и приверженность профессии [Электронный ресурс] // Мониторинг экономики образования: информационно-аналитические материалы по результатам социологических обследований. 2018. № 16 (82). URL: https://memo.hse.ru/data/2018/11/01/1142807411/iam_16_2018(82)_1.pdf (дата обращения: 18.08.2020).
15. Савенкова Ю. С., Советкина А. А. Управление конкурентоспособностью вуза в современных социально- экономических условиях // Вопросы образования. 2009. № 4. С. 182-198.
Рецензия
Для цитирования:
Надточий Ю. Факторы, влияющие на конкурентоспособность образовательной организации. Современная конкуренция. 2021;15(4):109-117. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2021-15-4-109-117. EDN: QDHLVE
For citation:
Nadtochiy Yu. Factors Affecting the Competitiveness of an Educational Organization. Journal of Modern Competition. 2021;15(4):109-117. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2021-15-4-109-117. EDN: QDHLVE