Непрерывное предпринимательское образование: формирование инновационной модели (опыт 2021 года)
https://doi.org/10.37791/2687-0657-2021-15-4-91-108
EDN: DCXNYM
Аннотация
В статье представлены результаты реализации федерального инновационного проекта«Модель инновационной системы непрерывного предпринимательского образования в образовательной организации высшего образования Российской Федерации» в 2021 году, созданной в соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования РФ № 1580 от 25.12.2020 в Университете«Синергия». Целью реализации проекта является проектирование, создание и реализация инновационной системы предпринимательского образования в высшем учебном заведении РФ. Также анализируются актуальность и инновационность реализуемого проекта с позиции текущего положения предпринимательского образования в РФ на уровнях бакалавриата и магистратуры. Анализируются компетенции, которые образуют ядро профессиональной компетентности предпринимателя. На основании данного анализа приводится обоснование профессиональной компетентностной модели практико-ориентированного обучения по программам непрерывного предпринимательского образования. Раскрывается последовательность формирования универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций на уровнях бакалавриата и магистратуры по предпринимательским программам. Описанные подходы легли в основу доработки и улучшения матриц компетенций. Доказывается, что разработка гармонизированного учебного плана должна быть основана на предложенном подходе к формированию результатов обучения. Авторы описывают особенности проектирования методического контента, способствующего последовательному применению практико- ориентированных подходов в процессе реализации программ непрерывного предпринимательского образования, а также инновационных методик, технологий, обучения предпринимательству, траектории индивидуализации обучения по программам бакалавриата и магистратуры. Другие вопросы, которые рассматриваются в статье, раскрывают деятельность федерального инновационного проекта с позиций научных публикаций, распространения опыта в научном сообществе. На основании описанных результатов предложены рекомендации по дальнейшему формированию инновационной системы непрерывного предпринимательского образования в РФ.
Ключевые слова
Об авторах
Юрий Борисович РубинДанила Петрович Можжухин
Елена Валентиновна Алексеева
Список литературы
1. Яшин А. А., Клюев А. К., Багирова А. П. Предпринимательское образование в вузах уральского макрорегиона: как формируются цифровые компетенции // Сборник аннотаций докладов IV Международной научной конференции "Конкурентоспособность и развитие социально-экономических систем"; под ред. В. И. Бархатова, Д. А. Плетнева, О. В. Брижак, Г. П. Журавлевой. 2020. - 256 с.
2. Плехова Ю. О., Бедный Б. И., Грудзинский А. О. Непрерывное предпринимательское образование в системе инновационной инфраструктуры национального исследовательского университета // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2011. № 6-1. С. 11-19.
3. Клюев А. К., Яшин А. А. Программы предпринимательского образования в современном университете // Высшее образование в России. 2016. № 1. С. 22-33.
4. Савзиханова С. Э., Гасанова З. А. Зависимость между уровнем предпринимательской активности и предпринимательским образованием // Креативная экономика. 2015. Т. 9. № 12. С. 1591-1600. DOI: 10.18334/ce.9.12.2135.
5. Куликова Е. В., Касенко О. В. Предпринимательское образование как ответ на вызовы современных экономических реалий // Экономика и предпринимательство. 2016. № 1-2 (66). С. 935-940.
6. Коротков А. В., Зобнина М. Р. Предпринимательское образование: определение и классификация // Экономика и предпринимательство. 2016. № 10-2 (75). С. 290-295.
7. Любаненко А. В. Предпринимательское образование как фактор развития экономики региона // Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. № 5 (91). С. 43-48. DOI: 10.26726/1812-7096-2018-5-43-48.
8. Дамбаулова Г. К., Мнайдаров Д. Д. Предпринимательское образование и его влияние на развитие стартап- движения // Глобальная экономика и образование. 2021. Т. 1. № 2. С. 24-29.
9. Engel S., Schindehutte M., Neck M., Smilor R., Rossi B. What I Have Learned about Teaching Entrepreneurship: Perspectives of Five Masters Educators - 2016 // Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy. In: Association with the United States Association for Small Business and Entrepreneurship (USASBE). Edward Elgar Publishing Limited Inc, 2016. P. 7-23. DOI: 10.4337/9781788114950.00009.
10. Liguori E., Cowden B., Hertz G. Teaching Entrepreneurial Sales Skills: a Co-curricular Approach // Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy - 2016. In: Association with the United States Association for Small Business and Entrepreneurship (USASBE). Edward Elgar Publishing Limited Inc, 2016. P. 389-391. DOI: 10.4337/9781784719166.00034.
11. Matthews Ch., Solomon G. The curricular confusion between entrepreneurship education and small business management: a qualitative analysis // Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy - 2014. In: Association with the United States Association for Small Business and Entrepreneurship (USASBE). Edward Elgar Publishing Limited Inc, 2014. P. 91-115. DOI: 10.4337/9781783471454.00012.
12. Morris M. H. Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy - 2016 / ed. by M. Morris, E. Liguori. Edward Elgar Publishing, 2016. - 362 р.
13. White R., Hertz G., Moore K. Competency Based Education in Entrepreneurship: a Call to Action for the Discipline // Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy - 2016. In: Association with the United States Association for Small Business and Entrepreneurship (USASBE). Edward Elgar Publishing Limited Inc, 2016. P. 127-147. DOI: 10.4337/9781784719166.00013.
14. Рубин Ю. Б. Разработка профессионального стандарта предпринимателя как условие повышения эффективности вовлечения молодежи в предпринимательство // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 1 (81). С. 45-61. DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-1-45-61.
15. Рубин Ю. Б., Леднев М. В., Алексеева Е. В., Можжухин Д. П., Погорелова А. Ю., Потапова О. Н., Пузыня Т. А. Обучение конкурентным компетенциям в магистратуре // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 1 (81). С. 97-107. DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-1-97-107.
16. Коваленко А. И. Ценностный подход к онлайн-обучению предпринимательству по программам колледжа и бакалавриата в России // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 1 (81). С. 108-115. DOI: 10.37791/2687- 0657-2021-15-1-108-115.
17. Рубин Ю. Б., Алексеева Е. В., Леднев М. В., Можжухин Д. П., Погорелова А. Ю., Потапова О. Н., Пузыня Т. А. Внутренняя контекстная зависимость учебных курсов по предпринимательству в бакалавриате // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 2 (82). С. 88-100. DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-2-88-100.
18. Рубин Ю. Б., Потапова О. Н., Алексеева Е. В., Леднев М. В., Можжухин Д. П., Погорелова А. Ю., Пузыня Т. А. Вопросы обучения социальному предпринимательству в бакалавриате // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 2 (82). С. 101-122. DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-2-101-122.
19. Ахмедова Р. Р., Леднев М. В. Применение тактических моделей конкуренции в сфере ресторанных услуг на различных стадиях жизненного цикла организации // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 3 (83). С. 5-16. DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-3-5-16.
20. Дерябина Г. Г., Трубникова Н. В. Диджитализация коммерческого направления деятельности российских компаний как фактор повышения их конкурентоспособности // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 3 (83). С. 131-143. DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-3-131-143.
21. Васильев А. И. Конкурентная среда российского высшего образования и направления соперничества ее участников // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 1 (81). С. 5-15. DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-1-5-15.
22. Алавердов А. Р., Алавердова Т. П. Эффективное противодействие коррупции как конкурентное преимущество субъекта профессионального предпринимательства // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 1 (81). С. 16-36. DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-1-16-36.
23. Чернухина Г. Н., Храмова А. В. Перспективы внедрения интеллектуальных ресурсов в цифровую среду торгового предпринимательства // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 2 (82). С. 77-87. DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-2-77-87.
24. Ушакова Е. В. Формирование и развитие коммуникативной компетенции предпринимателей // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 2 (82). С. 123-131. DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-2-123-131.
25. Предпринимательское образование в России и за рубежом: история, содержание, стандарты, качество / под ред. Ю. Б. Рубина. - М.: Московский финансово-промышленный университет "Синергия", 2015а. - 416 с.
26. Рубин Ю. Б. Образовательная программа по предпринимательству в бакалавриате и условия ее реализации // Высшее образование в России. 2016б. № 2. C. 15-27.
27. Рубин Ю. Б., Алексеева Е. В., Леднев М. В., Можжухин Д. П. Обучение предпринимательству: пути укоренения в вузовском сегменте российского образования // Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 1 (61). C. 30-56.
28. Рубин Ю. Б. Теория предпринимательства: пространство функционального подхода. Современная конкуренция. 2018. Т. 12. № 1 (67). С. 83-103.
29. Рубин Ю. Б., Можжухин Д. П. Реализация компетентностно-ориентированного подхода в процессе формирования образовательных программ по предпринимательству // Педагогика. 2017. № 6. С. 71-80.
30. Рубин Ю. Б., Можжухин Д. П., Леднев М. В., Алексеева Е. В., Погорелова А. Ю., Потапова О. Н., Пузыня Т. А. Специфические черты стартаперских компетенций как планируемых результатов обучения предпринимательству в бакалавриате // Современная конкуренция. 2020. Т. 14. № 3 (79). С. 130-143. DOI: 10.37791/1993-7598-2020-14-3-130-143.
31. Рубин Ю. Б., Леднев М. В., Можжухин Д. П. Матрица компетенций как инструмент обучения предпринимательству в бакалавриате // Высшее образование в России. 2017. № 6. С. 16-28.
32. Rubin Yu., Lednev M., Mozhzhukhin D. Entrepreneurship Education in Action: A Matrix of Competencies for a Bachelor's Degree Program. Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy - 2018. In: Association with the United States Association for Small Business and Entrepreneurship (USASBE). - Northampton, MA: Edward Elgar Publishing Limited, 2018a. P. 187-202. DOI: 10.4337/9781788114950.00018.
Рецензия
Для цитирования:
Рубин Ю., Можжухин Д., Алексеева Е. Непрерывное предпринимательское образование: формирование инновационной модели (опыт 2021 года). Современная конкуренция. 2021;15(4):91-108. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2021-15-4-91-108. EDN: DCXNYM
For citation:
Rubin Yu., Mozhzhukhin D., Alekseeva E. Continuous Entrepreneurship Education: Formation of an Innovative Model (2021 Experience). Journal of Modern Competition. 2021;15(4):91-108. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2021-15-4-91-108. EDN: DCXNYM