Применение тактических моделей конкуренции в сфере ресторанных услуг на различных стадиях жизненного цикла организации
https://doi.org/10.37791/2687-0657-2021-15-3-5-16
EDN: YSGEAB
Аннотация
В данной статье впервые проведено распределение общеизвестных стратегий и тактик конкурентных действий по стадиям жизненного цикла по модели Д. Миллер и П. Фризена, что позволяет дать более точную характеристику конкурентной деятельности организации на разных стадиях ее развития. Тактика и стратегия тесно связаны, при этом возникает необходимость их градаций в контексте характеристик стадий жизненного цикла организации. Особую актуальность данное исследование приобретает в период пандемии COVID-19, когда особую роль играют именно тактические модели конкуренции в соответствии с выбранными стратегиями в сфере ресторанных услуг. В ходе анализа деятельности заведений сферы ресторанных услуг на разных стадиях жизненного цикла была выявлена определенная закономерность в конкурентных действиях организации, которые возможно сопоставить со стратегиями и тактиками конкуренции. Приведены критерии определения стадии развития организации, которые предопределяют ведение конкурентных действий. Охарактеризована каждая стадия жизненного цикла организации: рождение, развитие, зрелость, расцвет, спад на примере сферы ресторанных услуг. Показано, как организации применяют различные стратегии и тактики конкурентных действий в рамках каждой стадии жизненного цикла, а также при переходе из одной стадии в другую. Предприятия ресторанного бизнеса могут применять в своей практической деятельности разработанную матрицу тактических моделей конкуренции на различных стадиях жизненного цикла организации в рамках конкурентной стратегии. Результатом успешной реализации стратегии и тактических моделей является увеличение числа потенциальных гостей, в том числе постоянных, и увеличение инвестиционных, производственных, сбытовых и иных возможностей.
Об авторах
Римма Рафаильевна АхмедоваМихаил Владимирович Леднев
Список литературы
1. В России продолжает падать ресторанный рынок [Электронный ресурс] // Росбалт. URL: https://www.rosbalt. ru/business/2020/07/31/1856482.html (дата обращения: 20.02.2021).
2. Ресторанный рынок 2020: итоги, прогнозы, идеи [Электронный ресурс] // Retail.ru. URL: https://www.retail.ru/ articles/restorannyy-rynok-2020-itogi-prognozy-idei/(дата обращения: 20.02.2021).
3. Анисимова Е. Как стратегия влияет на продолжительность жизненного цикла компании [Электронный ресурс] // Планово-экономический отдел. 2020. № 11. URL: https://www.profiz.ru/peo/11_2020/cikl_kompanii/(дата обращения: 20.02.2021).
4. Модели жизненного цикла организации [Электронный ресурс] // Научно-образовательный портал IQ. URL: https://iq.hse.ru/more/management/modeli-zhiznennogo-tsikla-organizatsij (дата обращения: 20.02.2021).
5. Милл Р. К. Управление рестораном: учебник. - 3-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 537 с.
6. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. - М.; СПб.: Диалектика, 2019. - 488 с.
7. Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран. - М., Альпина Паблишер, 2016. - 947 с.
8. Рубин Ю. Б. Конкуренция в предпринимательстве. - М.: Университет "Синергия", 2018. - 912 с.
9. Рубин Ю. Б. Тактические модели и операции в конкуренции // Современная конкуренция. 2015. Т. 9. № 3 (51). С. 82-142.
10. Маврина И. Н. Стратегический менеджмент: учебное пособие. - Екатеринбург: УрФУ, 2014. - 132 с.
11. Рубин Ю. Б. Стратегии конкурентных действий // Современная конкуренция. 2014. № 4 (46). С. 101-143.
Рецензия
Для цитирования:
Ахмедова Р., Леднев М. Применение тактических моделей конкуренции в сфере ресторанных услуг на различных стадиях жизненного цикла организации. Современная конкуренция. 2021;15(3):5-16. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2021-15-3-5-16. EDN: YSGEAB
For citation:
Akhmedova R., Lednev M. Tactical Competition Model Application in Restaurant Services Industry at Different Lifecycle Stages of Organization. Journal of Modern Competition. 2021;15(3):5-16. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2021-15-3-5-16. EDN: YSGEAB