Preview

Современная конкуренция

Расширенный поиск

Вопросы обучения социальному предпринимательству в бакалавриате

https://doi.org/10.37791/2687-0657-2021-15-2-101-122

EDN: NBQMFS

Аннотация

Работа в неблагоприятных экономических условиях, в конкурентной среде требует от социального предпринимателя постоянного совершенствования и развития. Жизненно необходимым для предпринимателей становится приобретение новых знаний и освоение профессиональных навыков. Следует признать, что вопросы обучения социальному предпринимательству - это сравнительно новое направление научных и практических исследований. Вместе с тем в мировой практике уже накоплен богатый опыт реализации образовательных программ в сфере обучения социальному предпринимательству. Систематизации представлений о ключевых подходах к обучению социальному предпринимательству в бакалавриате, к разработке основных блоков контента специальных учебных курсов посвящена данная статья. Авторами обосновано, что опыт разработки таких программ в России соответствует общемировым тенденциям. В статье рассматриваются основные подходы к формированию образовательной предпринимательской программы в бакалавриате со спецификой в области обучения социальному предпринимательству. Формализуются ее составляющие, включая тематический план, компетенции, методы, формы обучения и контроля. Для ознакомления читателей с опытом обучения бакалавров социальному предпринимательству в статье подробно рассмотрена профессиональная образовательная программа «Основы социального предпринимательства», реализуемая в Московском финансово-промышленном университете «Синергия». Проведенное исследование по проблеме обучения социальному предпринимательству может стать основой последующего изучения специфики получения знаний об управлении социальным предприятием в России и других странах.

Об авторах

Юрий Борисович Рубин
Университет «Синергия»; Национальная ассоциация обучения предпринимательству


Ольга Николаевна Потапова
Университет «Синергия»


Елена Валентиновна Алексеева
Университет «Синергия»


Михаил Владимирович Леднев
Университет «Синергия»


Данила Петрович Можжухин
Университет «Синергия»; Национальная ассоциация обучения предпринимательству


Анна Юрьевна Погорелова
Университет «Синергия»


Татьяна Алексеевна Пузыня
Университет «Синергия»


Список литературы

1. Благов Ю. Е., Арай Ю. Н. Образовательные программы в области социального предпринимательства: мировой опыт и российские особенности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Менеджмент. 2014. № 3. С. 177-197.

2. Васильев А. И. Качество образования и конкурентоспособность вуза: аспекты взаимосвязи // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 4. С. 37-43. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-4-37-43.

3. Кикал Дж., Лайонс Т. Социальное предпринимательство. Миссия - сделать мир лучше: пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2014. - 304 с.

4. Логвинова И. Л. Обучение социальному предпринимательству: зарубежный опыт // Современная конкуренция. 2015. Т. 9. № 5 (53). С. 84-106.

5. Лукашенко М. А. Селф-менеджмент студента как основа результативности е-learning // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 2. С. 61-70. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-2-61-70.

6. Потапова О. Н., Алексеева Е. В. Применение интерактивных методов обучения предпринимательству как средство повышения эффективности обучения // Современная конкуренция. 2019. Т. 13. № 1 (73). С. 17-23.

7. Предпринимательское образование в России и за рубежом: история, содержание, стандарты, качество / под ред. Ю. Б. Рубина. - М.: Московский финансово-промышленный университет "Синергия", 2015а. - 416 с.

8. Рубин Ю. Б. Высшее образование в России: диагностика проблемы // Высшее образование в России. 2015б. № 1. С. 5-17.

9. Рубин Ю. Б. Образовательная программа по предпринимательству в бакалавриате и условия ее реализации // Высшее образование в России. 2016б. № 2. C. 15-27.

10. Рубин Ю. Б. Теория предпринимательства: пространство функционального подхода // Современная конкуренция. 2018. Т. 12. № 1 (67). С. 83-103.

11. Рубин Ю. Б. Формирование компетенций в сфере предпринимательства на образовательном пространстве бакалавриата // Высшее образование в России. 2016а. № 1. C. 7-21.

12. Рубин Ю. Б., Алексеева Е. В., Леднев М. В., Можжухин Д. П. Обучение предпринимательству: пути укоренения в вузовском сегменте российского образования // Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 1 (61). C. 30-56.

13. Хабаров В. И., Азуев Т. М. Синергия в управлении социальноэкономическими системами // Проблемы теории и практики управления. 2019. № 3-4. C. 118-124.

14. Юнус М., Жоли А. Создавая мир без бедности: Социальный бизнес и будущее капитализма. - М.: Альпина Паблишер, 2010. - 307 с.

15. Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy - 2014 / ed. by Michael H. Morris; in Association with the USA for Small Business and Entrepreneurship. P. 152-155.

16. Brock Debbi D. Social entrepreneurship teaching resources handbook // SSRN Electronic Journal. March, 2008. DOI: 10.2139/ssrn.1344412. URL: https://www.researchgate.net/publication/228315061_Social_Entrepreneurship_ Teaching_Resources_Handbook (дата обращения: 29.03.2021).

17. Byrne John A. Social entrepreneurship: the best school and programs // POETS&QUANTS, INC. August 13, 2010. URL: https://poetsandquants.com/2010/08/13/social-entrepreneurship-the-best-schools-programs/ (дата обращения: 29.03.2021).

18. Dees J. The meaning of social entrepreneurship. Stanford: Stanford University Graduate School of Business, 1998. URL: https://centers.fuqua.duke.edu/case/wp-content/uploads/sites/7/2015/03/Article_Dees_MeaningofSocialEntre preneurship_2001.pdf (дата обращения: 29.03.2021).

19. Driver V. An interview with Michael Porter: social entrepreneurship and the transformation of capitalism // Academy of Management Learning and Education. 2012. Vol. 11. No. 3. P. 421-431. DOI: 10.5465/amle.2011.0002A.

20. George A., Bennett A. Case Study and Theory Development in the Social Science. Cambridge: MIT Press, 2005. - 350 p.

21. Honey P., Mumford A. The manual of learning styles. Berkshire: Honey, Ardingly House, 1992. - 88 p.

22. Ionova Y. G., Gesheva M. V., Handohova Z. A., Mambetova K. M., Gavel O. Y. Analysis of the functional transformation of industrial complex infrastructure // Journal of Engineering and Applied Sciences. 2017. Vol. 12. No. 4 (Special Issue). P. 6790-6798. DOI: 10.36478/jeasci.2017.6790.6798.

23. Kickul J., Janssen-Selvadurai Ch., Griffiths Mark D. A blended value framework for educating the next cadre of social entrepreneurs // Academy of Management Learning and Education. 2012. Vol. 11. No. 3. P. 479-493. DOI: 10.5465/amle.2011.0018.

24. Kolb D. A. Experiential learning: experience as a source of learning and development. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1984. URL: http://www.learningfromexperience.com/images/uploads/process-of-experiential- learning.pdf (дата обращения: 29.03.2021).

25. Kwong C., Thompson P., Cheung Ch. The effectiveness of social business plan competitions in developing social and civic awareness and participation // Academy of Management Learning and Education. 2012. Vol. 11. No. 3. P. 324-348. DOI: 10.5465/amle.2011.0007A.

26. Lawrence Thomas B., Phillips William Ph., Tracey P. From the guest editors: educating social entrepreneurs and social innovators // Academy of Management Learning and Education. 2012. Vol. 11. No. 3. P. 319-323. DOI: 10.5465/amle.2012.0224.

27. Rubin Yu., Lednev M., Mozhzhukhin D. Competition competencies as learning outcomes in bachelor's degree entrepreneurship programs // Journal of Entrepreneurship Education. 2019. Vol. 22. No. 6. Р. 9.

28. Smith I., Woodworth W. Developing social entrepreneurs and social innovators: a social identity and self-efficacy approach // Academy of Management Learning and Education. 2012. Vol. 11. No. 3. P. 390-407. DOI: 10.5465/ amle.2011.0016.

29. Urintsov A. I., Dik V. V., Kameneva N. A., Makarenkova Y. V. Information society as an environment for creating new knowledge // Науковий вiсник нацiонального гiрничого унiверситету. 2014. № 4. С. 113-120.

30. Worsham Erin L. Reflections and insights on teaching social entrepreneurs: an interview with Greg Dees // Academy of Management Learning and Education. 2012. Vol. 11. No. 3. P. 42-45. DOI: 10.5465/amle.2011.0024.

31. Zhuravlev P. V., Epishkin I. A., Chernukhina G. N., Zavyalov M. V., Varlamova V. V., Voronkova O. Yu. Development of human capital in the system of economic categories of work // European Research Studies Journal. 2018. Vol. 21. No. 3 (Special Issue). P. 107-117. DOI: 10.35808/ersj/1365.


Рецензия

Для цитирования:


Рубин Ю., Потапова О., Алексеева Е., Леднев М., Можжухин Д., Погорелова А., Пузыня Т. Вопросы обучения социальному предпринимательству в бакалавриате. Современная конкуренция. 2021;15(2):101-122. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2021-15-2-101-122. EDN: NBQMFS

For citation:


Rubin Yu., Potapova O., Alekseeva E., Lednev M., Mozhzhukhin D., Pogorelova A., Puzynya T. How to teach social entrepreneurship within bachelor degree university program. Journal of Modern Competition. 2021;15(2):101-122. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2021-15-2-101-122. EDN: NBQMFS

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен на условиях простой (неисключительной) лицензии.


ISSN 1993-7598 (Print)
ISSN 2687-0657 (Online)