Инновационная бизнес-модель выставочной компании: апробация методики моделирования
https://doi.org/10.37791/1993-7598-2020-14-3-106-123
EDN: LBCKUH
Аннотация
Предмет. Исследуется инновационное преобразование бизнес-модели компании - организатора торгово-промышленных выставок.Цель. Разработать концепцию проекта инновационного преобразования бизнес-модели, укрепляющего конкурентоспособность выставочной компании.Методология. Метод разработки проекта преобразования и методики поддерживающих проектирование анализов опираются на рекомендации ученых университета Санкт-Галлена (Швейцария), а также на менеджерский опыт автора в экспобизнесе. Упорядоченно изложенные О. Гассманом, К. Франкенбергер, М. Шик методические рекомендации и описания 55 шаблонов успешных бизнес-моделей представлены в книге «Бизнес-модели».Результаты. Предусмотренный методикой О. Гассмана трехэтапный цикл разработки бизнес-модели, выполненный с учетом экономических и технологических особенностей экспобизнеса, привел к концепции инновационной бизнес-модели с двумя корневыми новшествами: двухформатной экспозицией, состоящей из постоянной виртуальной части и периодических очных сессий, и ценностным предложением, дополненным деловыми контактами экспонентов и целевых посетителей. Такая бизнес-модель обеспечивает более прочные, чем моноформатная, конкурентные позиции организаторам и традиционных, и виртуальных выставок. Она обладает способностью быть адаптированной к внешним условиям настройкой экономических и технологических параметров. У нее также есть потенциал для дальнейшего расширения потребительского сегмента за счет регионального экспобизнеса и дальнейшего преобразования ценностного предложения - замены в нем деловых контактов на сделки между экспонентами и целевыми посетителями.Выводы. Полученные результаты имеют научно-методическое и практическое значение. По ним можно судить, что обеспечивается методикой О. Гассмана и как следует пользоваться инструментарием методики при проектировании инновационного преобразования бизнес-модели выставочной компании. Разработанная концепция инновационного преобразования, способствующего интенсификации деловых контактов между экспонентами и целевыми посетителями и укреплению конкурентных позиций самой компании, пополняет теорию выставочных двусторонних рынков.
Список литературы
1. Афонасова М. А. Перспективы повышения конкурентоспособности российских предприятий на основе инновационных бизнес-моделей // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2011. - № 10. - С. 134-135.
2. Березной А. В. Инновационные бизнес-модели в конкурентной стратегии крупных корпораций // Вопросы экономики. - 2014. - № 9. - С. 65-81. - DOI: 10.32609/0042-8736-2014-9-65-81.
3. Гассман О., Франкенбергер К., Шик М. Бизнес-модели. - Москва: Альпина Паблишер, 2018. - 432 с.
4. Коваленко А. И. Многосторонняя платформа как сеть создания стоимости // Управленец. - 2017. - № 4 (68). - С. 39-42.
5. Козлов А. В., Павлова Е. И. Факторы эффективности новых бизнес-моделей в контексте Индустрии 4.0 (на примере автомобильной промышленности) / Труды научно-практической конференции с международным участием "Цифровая экономика и Индустрия 4.0: новые вызовы". - Санкт-Петербург: Изд-во Политехн. ун-та, 2018. - С. 142-150. - DOI: 10.18720/ IEP/2018.1/18.
6. Краевский И. С. Эволюция определения термина "бизнес-модель" // Вопросы инновационной экономики. - 2011. - № 8 (8). - С. 10-14.
7. Левченко А. С., Рудычев А. А. Бизнес-модель как основа управления эффективностью компании / Материалы III Международной научно-практической конференции "Экономика. Общество. Человек". - Белгород, Изд-во БГТУ, 2016. - С. 131-136.
8. Митин А. Н., Соколов К. О. Развитие инновационной деятельности предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности на основе применения платформенной бизнес-модели // Аграрный вестник Урала. - 2019. - № 3 (182). - С. 85-90.
9. Несмеянова Е. И., Старикова Е. В. Направления развития бизнес-модели // Экономика и предпринимательство. -2014. - № 11-4 (52). - С. 884-887
10. Орехова С. В. Платформенная бизнес-модель на традиционных промышленных рынках: границы возможного / Материалы Международной научно-практической конференции "Новые тенденции в развитии корпоративного управления и бизнеса". - Екатеринбург, Изд- во Урал. гос. экон. ун-та, 2017. - С. 161-168.
11. Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей. - Москва: Альпина Паблишер, 2019. - 290 с.
12. Руст А. М., Суязов В. Н. Бизнес-модель инновационного развития предприятия // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2010. - Т. 4. - № 1 (49). - С. 252-257.
13. Сикатский В. А., Курепина Е. А. Инновационная бизнес- модель как фактор достижения конкурентных преимуществ фирмы // Управленческое консультирование. - 2010. - № 3 (39). - C. 133-145.
14. Симонов К. В. Управление конкурентоспособностью выставочных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. - 2009. - № 5 (73). - С. 67-72.
15. Симонов К. В. Интеграционная концепция маркетинга выставочных услуг // Маркетинг услуг. - 2011. - № 1 (25). - С. 44-54.
16. Смольянинов Н. Е., Матягина Т. В. Функциональная классификация бизнес-моделей / Сборник научных трудов кафедры экономики предпринимательства Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. - Уфа: РИК УГАТУ, 2016. - С. 117-123.
17. Сухоруков А. В. Бизнес-модель инновационного предприятия // European social science journal. - 2014. - № 3-2 (42). - С. 431-439.
18. Тупикина П. С. Бизнес-модель как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия: зарубежный опыт и российская практика / Сборник научных трудов "Экономика, инновации и предпринимательство". - Уфа, Изд-во: УГАТУ, 2016. - С. 280-284.
19. Тюмина Д. С. Концепция инновационной бизнес-модели // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 10 (51). - С. 913-915.
20. Хансевяров Р. И. Теоретические подходы к формированию бизнес-модели // Экономические науки. - 2015. - № 7 (128). - С. 40-44.
21. Amit R., Zott C. Creating value through business model innovation / MIT Slown management review. - 2015. - P. 36-44. - URL: http://marketing.mitsmr.com/PDF/ STR0715-Top-10-Strategy.pdf#page=38.
22. Chesbrough H. Business model innovation: opportunities and barriers // Long range planning. 2010. - Vol. 43. - No. 2/3. - P. 354-363.
23. Friedman F. J. IAEE White Paper: Future Trends Impacting the Exhibitions and Events Industry, 2015 Edition, Dallas, USA. - 21 p. - URL: https://www.iaee.com/docs/ document.pdf.
24. Kaplan S. The Business Model Innovation Factory: How to Stay Relevant When the World is Changing. John Wiley & Sons, 2012. - 240 p.
25. Ovans A. What is a business model? // Harvard business review. - 2015. - Jan. - P. 1-10.
26. Rochet J. C., Tirole J. M. P. Platform Competition in Two-Sided Markets // Journal of European Economic Association. - 2003. - No. 1(4). -P. 990-1029.
27. Rochet J. C., Tirole J. M. P. Two-sided markets: A progress report // RAND Journal of Economics. - 2006. - №37(3). - P. 645-667. - DOI: j.1756-2171.2006.tb00036.x.
28. Teece D. J. Business Models, Business Strategy and Innovation // Long Range Planning. -2010. - No 43. - P. 172-194. - DOI: 10.1016/j.lrp.2009.07.003.
29. Global Economic Impact of Exhibitions. UFI Research. June 2020. - 41 p. - URL: https://www.ufi.org/wp-content/uploads/2020/06/Global_Economic_Impact_of_ Exhibitions_Jun2020.pdf (дата обращения: 10.07.2020).
30. Wang X. The Design and Implementation of Virtual Exhibition Based on Virtual reality technology / 12th IEEE International Conference on Computer-Aided Industrial Design and Conceptual Design, Chongqing, China, Dec. 01-03. - 2011. - Vol. 1, 2. - P. 642-645. Design, Chongqing, China, Dec. 01-03. - 2011. - Vol. 1, 2. - P. 642-645.
Рецензия
Для цитирования:
Симонов К. Инновационная бизнес-модель выставочной компании: апробация методики моделирования. Современная конкуренция. 2020;14(3):106-123. https://doi.org/10.37791/1993-7598-2020-14-3-106-123. EDN: LBCKUH
For citation:
Simonov K. Innovative business model of exhibition company: modeling methodology testing. Journal of Modern Competition. 2020;14(3):106-123. https://doi.org/10.37791/1993-7598-2020-14-3-106-123. EDN: LBCKUH