Methodical approaches to assessing the competitiveness of an enterprise: the importance of information factors in the environment of environmental turbulence
https://doi.org/10.24411/1993-7598-2019-10407
EDN: DAWQDG
Abstract
Increasing competition in production spheres creates the need to improve the management of the competitiveness of a production enterprise in the face of environmental turbulence and requires new approaches to assessing the competitiveness of an enterprise. The existing classifications of methodological approaches to assessing the competitiveness of enterprises take into account in the assessment procedure factors influencing from the external and internal environment in their various combinations. The author analyzes the existing methodological approaches to assessing the competitiveness of an enterprise. The article highlighted a new classification attribute for the classification of methodological approaches to assessing the competitiveness of enterprises and classified the designated approaches according to a new classification characteristic. The article substantiates the introduction of information factors in the procedure for assessing the competitiveness of an enterprise. Such an assessment is feasible from the standpoint of the proposed information-dynamic approach to assessing the competitiveness of a manufacturing enterprise, which assesses the integration of the economic, managerial and information resource in the marketing communication field of the enterprise.
References
1. Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции Учебник / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2003. - 584 с.
2. Хандамова Э. Ф., Хараджян Л. В. Экономическая природа конкуренции и конкурентоспособности предприятия (корпорации) // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2012. № 82. URL: http:// www.ej.kubagro.ru/2012/08/pdf/43.pdf (дата обращения 28.11.2018 г.)
3. Щепакин М. Б., Хандамова Э. Ф., Хараджан Л. В. К разработке методического подхода к оценке конкурентоспособности корпораций в условиях развивающихся маркетинговых коммуникаций (часть 1) // Экономика и предпринимательство. 2013. № 8 (37). с. 398-405.
4. Щепакин М. Б., Кривошеева Е. В., Третьяков Р. М. К разработке методического подхода к оценке конкурентоспособности предприятия в условиях маркетинговой ориентации // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2012. № 81. URL: http://ej.kubagro. ru/2012/07/pdf/73.pdf (дата обращения 28.11.2018 г.)
5. Khandamova E. F., Shchepak/n M. B., Bazhenov Y. V. Managing the competitive position of the enterprise by activating the tools of its marketing behavior // Экономика и предпринимательство. 2017. № 3 (ч. 2). с. 1168-1175.
6. Хендерсен Б. Д. Продуктовый портфель // Бостонская консалтинговая группа BCG Review: Дайджест. 2008. № 02. с. 7-8.
7. Масленников П. В., Плешкова Н. А., Подзорова Г. А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие в двух частях. Часть 1. Кемерово, 2006. - 95 с.
8. Магретта Дж. Ключевые идеи. Майкл Портер. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 272 с.
9. Горшков Р. К., Шепелева Л. С. Анализ существующих методов оценки конкурентоспособности предприятия // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2010. № 2. с. 114-117.
10. Ламбен Ж-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. СПб.: Питер, 2011. - 720 с.
11. Фасхиев Х. А. Принятие маркетинговых решений на основе количественной оценки объектов. URL: http://finpress.ru/library/531/28081/ (дата обращения 28.11.2018 г.)
12. Азоев Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. М.: ОАО "Типография "НОВОСТИ", 2000. - 256 с.
13. Рейдер Р. Бенчмаркинг как инструмент определения стратегии и повышения прибыли. М.: Стандарты и качество, 2007. - 247 с.
14. Приказ ФАС от 28 апреля 2010 г. № 220 "Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103446/ (дата обращения 28.11.2018 г.)
15. Багиев Г. Л., Тарасевич В. М., Анн Х. Маркетинг: Учебник. 3-е изд. / под общ. ред. Г. Л. Багиева. СПб.: Питер, 2007. - 736 с.
16. Арутюнова Д. В. Стратегический менеджмент Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. - 122 с.
17. Петров А. Н. Стратегический менеджмент / под ред. А. Н. Петрова. СПб.: Питер, 2008. - 496 с.
18. Томпсон-мл. А. А., Стрикленд III А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. 12-е изд. М.: ИНФА-М, 2006. - 412 с.
19. Ансофф И. Стратегическое управление; сокр. пер. с англ. / науч. ред. и авт. предисл. Л. И. Евенко. М.: Экономика, 1989. - 519 с.
20. Шифрин М. Б. Стратегический менеджмент. СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
21. Багиев Г. Л., Моисеева Н. К., Никифорова С.В. Международный маркетинг. СПб.: Питер, 2008. - 689 c.
22. Целикова Л. В. Конкурентоспособность рынка кожаной обуви в республике Беларусь // Маркетинг, 2000. № 3. с. 47-55.
23. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Издательство "Фин-пресс", 1998. - 416 с.
24. Мошнов В.А. Комплексная оценка конкурентоспособности предприятия. URL: https://www.cfin.ru/management/strategy/estimate_competitiveness.shtml (дата обращения 28.11.2018 г.)
25. Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей: пер В. Женстер. М.: Издательский дом "Вильямс", 2003. - 364 с.
26. Светуньков С. Г., Мельников М. Н. Принятие решений в сфере маркетинга. Ульяновск: Издательство Ульяновского государственного университета, 1999. - 51 с.
27. Магомедов Ш. Ш. Конкурентоспособность товаров: учеб. пособие. 3-е изд. М: Дашков и К, 2010. - 296 с.
28. Кислицына В. В. Конкурентоспособность продукции и ее оценка на примере рынка хлебобулочных изделий: дисс.... канд. экон. наук. Киров, 2003. - 255 с.
29. Гребнев Е. Т., Новиков Д. Т., Захаров А. Н. Анализ конкурентоспособности продукции // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. № 3. URL: http://www.mavriz.ru/ articles/2002/3/ 52.html. (дата обращения: 28.11.2018).
30. Воронов А. А. К оценке уровня конкурентоспособности машиностроительных предприятий // Машиностроитель, 2000. № 12. - C. 27-29.
31. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. 3-е изд. - М.: ЗАО "Интел-Синтез", 1999.
32. Светуньков С. Г. Модель потребительской товарной линии // Развитие рыночных коммуникаций и эффективная динамика системы высшего образования России. СПб.: СпбГУЭФ, 2000. - С. 260.
33. Светуньков С. Г. Прогнозирование экономической конъюнктуры в маркетинговых исследованиях. СПб., 2008. - 300 с.
34. Мишин В. М., Егоров Д.А. Методы и методика оценки конкурентоспособности машиностроительных предприятий // Машиностроитель. 2003. № 8. с. 5-9.
35. Максимов И. А. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия // Маркетинг. 1996. № 3. с. 33-39.
36. Миронов М. Г. Ваша конкурентоспособность. М.: Альфа Пресс, 2004. 160 с.
37. Mintzberg H., Ahlstrand B., Lampel J. Strategy Safari: A guided tour through the wilds of strategic management. New York: The Free Press, 1998.
38. Фасхиев Х. А., Попова Е. В. Как измерить конкурентоспособность предприятия? // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. № 4. C. 53-68.
39. Еферин В. П., Мотин В.В. Оценка конкурентоспособности при маркетинговых исследованиях. Домодедово, 1996.
40. Щепакин М. Б., Баженов Ю. В. Об экономической природе конкуренции в условиях её обострения // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016. № 2. с. 206-212.
41. Щепакин М. Б., Баженов Ю. В. Классификация методологических подходов к представлению сущности понятия "конкуренция" // Экономика и предпринимательство. 2016. № 5. с. 941-945.
42. Еленева Ю. Я., Просвирина М. Е., Еленев К. С., Андреев В. Н. Оценка качества менеджмента предприятия в период Ramp-Up: разработка концепции и методический подход // Инновации. 2016. № 8. - C. 108-113.
43. Щепакин М. Б., Хандамова Э. Ф., Солкина А. А., Баженов Ю. В., Авдеева Р. А., Великанова Л. И. Управление конкурентными преимуществами бизнеса в регионе: монография / под ред. М.Б. Щепакина. Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО "КубГТУ", 2018. - 208 с.
Review
For citations:
Bazhenov Y. Methodical approaches to assessing the competitiveness of an enterprise: the importance of information factors in the environment of environmental turbulence. Journal of Modern Competition. 2019;13(4):93-118. https://doi.org/10.24411/1993-7598-2019-10407. EDN: DAWQDG