Методические подходы к оценке конкурентоспособности предприятия: значимость информационных факторов в условиях турбулентности окружающей среды
https://doi.org/10.24411/1993-7598-2019-10407
EDN: DAWQDG
Аннотация
Выполнен анализ классификационных признаков, служащих основой для существующих классификаций методических подходов к оценке управления конкурентоспособностью предприятия. Дополнена классификация методических подходов к оценке конкурентоспособности предприятия дифференциацией подходов по классификационному признаку «состав учитываемых для оценки показателей» (экозогенных, эндогенных, интегративных, информационных). Проанализированы методические подходы к оценке управления конкурентоспособностью предприятия в рамках предложенной классификации. Обоснована необходимость совершенствования обозначенных подходов для формирования устойчивого организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью. Предложен информационно-динамический подход к оценке конкурентоспособности предприятия, обеспечивающий установление взаимосвязи между поступлением всесторонней, релевантной, систематизированной информации, величиной экономического потенциала и способностью менеджмента предприятия выполнять регулятивные функции на основе поступающей информации и выявляющий те направления трансформации поля, которые приводят к появлению новых системных свойств, способных обеспечить требуемый уровень конкурентоспособности предприятия.
Список литературы
1. Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции Учебник / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2003. - 584 с.
2. Хандамова Э. Ф., Хараджян Л. В. Экономическая природа конкуренции и конкурентоспособности предприятия (корпорации) // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2012. № 82. URL: http:// www.ej.kubagro.ru/2012/08/pdf/43.pdf (дата обращения 28.11.2018 г.)
3. Щепакин М. Б., Хандамова Э. Ф., Хараджан Л. В. К разработке методического подхода к оценке конкурентоспособности корпораций в условиях развивающихся маркетинговых коммуникаций (часть 1) // Экономика и предпринимательство. 2013. № 8 (37). с. 398-405.
4. Щепакин М. Б., Кривошеева Е. В., Третьяков Р. М. К разработке методического подхода к оценке конкурентоспособности предприятия в условиях маркетинговой ориентации // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2012. № 81. URL: http://ej.kubagro. ru/2012/07/pdf/73.pdf (дата обращения 28.11.2018 г.)
5. Khandamova E. F., Shchepak/n M. B., Bazhenov Y. V. Managing the competitive position of the enterprise by activating the tools of its marketing behavior // Экономика и предпринимательство. 2017. № 3 (ч. 2). с. 1168-1175.
6. Хендерсен Б. Д. Продуктовый портфель // Бостонская консалтинговая группа BCG Review: Дайджест. 2008. № 02. с. 7-8.
7. Масленников П. В., Плешкова Н. А., Подзорова Г. А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие в двух частях. Часть 1. Кемерово, 2006. - 95 с.
8. Магретта Дж. Ключевые идеи. Майкл Портер. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 272 с.
9. Горшков Р. К., Шепелева Л. С. Анализ существующих методов оценки конкурентоспособности предприятия // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2010. № 2. с. 114-117.
10. Ламбен Ж-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. СПб.: Питер, 2011. - 720 с.
11. Фасхиев Х. А. Принятие маркетинговых решений на основе количественной оценки объектов. URL: http://finpress.ru/library/531/28081/ (дата обращения 28.11.2018 г.)
12. Азоев Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. М.: ОАО "Типография "НОВОСТИ", 2000. - 256 с.
13. Рейдер Р. Бенчмаркинг как инструмент определения стратегии и повышения прибыли. М.: Стандарты и качество, 2007. - 247 с.
14. Приказ ФАС от 28 апреля 2010 г. № 220 "Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103446/ (дата обращения 28.11.2018 г.)
15. Багиев Г. Л., Тарасевич В. М., Анн Х. Маркетинг: Учебник. 3-е изд. / под общ. ред. Г. Л. Багиева. СПб.: Питер, 2007. - 736 с.
16. Арутюнова Д. В. Стратегический менеджмент Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. - 122 с.
17. Петров А. Н. Стратегический менеджмент / под ред. А. Н. Петрова. СПб.: Питер, 2008. - 496 с.
18. Томпсон-мл. А. А., Стрикленд III А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. 12-е изд. М.: ИНФА-М, 2006. - 412 с.
19. Ансофф И. Стратегическое управление; сокр. пер. с англ. / науч. ред. и авт. предисл. Л. И. Евенко. М.: Экономика, 1989. - 519 с.
20. Шифрин М. Б. Стратегический менеджмент. СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
21. Багиев Г. Л., Моисеева Н. К., Никифорова С.В. Международный маркетинг. СПб.: Питер, 2008. - 689 c.
22. Целикова Л. В. Конкурентоспособность рынка кожаной обуви в республике Беларусь // Маркетинг, 2000. № 3. с. 47-55.
23. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Издательство "Фин-пресс", 1998. - 416 с.
24. Мошнов В.А. Комплексная оценка конкурентоспособности предприятия. URL: https://www.cfin.ru/management/strategy/estimate_competitiveness.shtml (дата обращения 28.11.2018 г.)
25. Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей: пер В. Женстер. М.: Издательский дом "Вильямс", 2003. - 364 с.
26. Светуньков С. Г., Мельников М. Н. Принятие решений в сфере маркетинга. Ульяновск: Издательство Ульяновского государственного университета, 1999. - 51 с.
27. Магомедов Ш. Ш. Конкурентоспособность товаров: учеб. пособие. 3-е изд. М: Дашков и К, 2010. - 296 с.
28. Кислицына В. В. Конкурентоспособность продукции и ее оценка на примере рынка хлебобулочных изделий: дисс.... канд. экон. наук. Киров, 2003. - 255 с.
29. Гребнев Е. Т., Новиков Д. Т., Захаров А. Н. Анализ конкурентоспособности продукции // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. № 3. URL: http://www.mavriz.ru/ articles/2002/3/ 52.html. (дата обращения: 28.11.2018).
30. Воронов А. А. К оценке уровня конкурентоспособности машиностроительных предприятий // Машиностроитель, 2000. № 12. - C. 27-29.
31. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. 3-е изд. - М.: ЗАО "Интел-Синтез", 1999.
32. Светуньков С. Г. Модель потребительской товарной линии // Развитие рыночных коммуникаций и эффективная динамика системы высшего образования России. СПб.: СпбГУЭФ, 2000. - С. 260.
33. Светуньков С. Г. Прогнозирование экономической конъюнктуры в маркетинговых исследованиях. СПб., 2008. - 300 с.
34. Мишин В. М., Егоров Д.А. Методы и методика оценки конкурентоспособности машиностроительных предприятий // Машиностроитель. 2003. № 8. с. 5-9.
35. Максимов И. А. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия // Маркетинг. 1996. № 3. с. 33-39.
36. Миронов М. Г. Ваша конкурентоспособность. М.: Альфа Пресс, 2004. 160 с.
37. Mintzberg H., Ahlstrand B., Lampel J. Strategy Safari: A guided tour through the wilds of strategic management. New York: The Free Press, 1998.
38. Фасхиев Х. А., Попова Е. В. Как измерить конкурентоспособность предприятия? // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. № 4. C. 53-68.
39. Еферин В. П., Мотин В.В. Оценка конкурентоспособности при маркетинговых исследованиях. Домодедово, 1996.
40. Щепакин М. Б., Баженов Ю. В. Об экономической природе конкуренции в условиях её обострения // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016. № 2. с. 206-212.
41. Щепакин М. Б., Баженов Ю. В. Классификация методологических подходов к представлению сущности понятия "конкуренция" // Экономика и предпринимательство. 2016. № 5. с. 941-945.
42. Еленева Ю. Я., Просвирина М. Е., Еленев К. С., Андреев В. Н. Оценка качества менеджмента предприятия в период Ramp-Up: разработка концепции и методический подход // Инновации. 2016. № 8. - C. 108-113.
43. Щепакин М. Б., Хандамова Э. Ф., Солкина А. А., Баженов Ю. В., Авдеева Р. А., Великанова Л. И. Управление конкурентными преимуществами бизнеса в регионе: монография / под ред. М.Б. Щепакина. Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО "КубГТУ", 2018. - 208 с.
Рецензия
Для цитирования:
Баженов Ю. Методические подходы к оценке конкурентоспособности предприятия: значимость информационных факторов в условиях турбулентности окружающей среды. Современная конкуренция. 2019;13(4):93-118. https://doi.org/10.24411/1993-7598-2019-10407. EDN: DAWQDG
For citation:
Bazhenov Y. Methodical approaches to assessing the competitiveness of an enterprise: the importance of information factors in the environment of environmental turbulence. Journal of Modern Competition. 2019;13(4):93-118. https://doi.org/10.24411/1993-7598-2019-10407. EDN: DAWQDG