Цифровая трансформация на транспорте: возможности развития и риски ограничения конкуренции
https://doi.org/10.24411/1993-7598-2019-10307
EDN: PXOFKS
Аннотация
Цифровая трансформация затрагивает все сферы экономики: как те, что непосредственно связаны с IT-технологиями, так и те, где они напрямую не задействованы. Если рассматривать транспортную сферу, то наибольшие конкурентные эффекты можно наблюдать в сферах грузовых перевозок. Это связано, с одной стороны, с тем, что крупные операторы стремятся предоставить совместные услуги со всеми видами транспорта и реализовать доставку «от двери до двери». А с другой стороны, наблюдается определенное «зонирование» и разбивка на специализации по типам грузов или по территориальному признаку. С точки зрения внедрения цифровых технологий в совершенствование ж/д путей, сервисов по авиаперевозкам или логистике автоперевозок зарубежные компании продвинулись гораздо дальше российских: только лишь планируемые в России изменения уже активно вводятся за рубежом. Основными препятствиями при внедрении цифровых технологий в эти отрасли являются: требование значительных инвестиционных вложений (особенно от небольших компаний), отсутствие стратегии развития отрасли, включающей в себя цифровые аспекты, наличие значительных лоббистских интересов со стороны крупных компаний. Сам процесс проникновения цифровых технологий сопряжен с определенными конкурентными рисками: с одной стороны, имеется тенденция к консолидации рынка и возникновению крупных компаний по мультимодальным перевозкам, что может привести к злоупотреблению доминирующим положением. С другой стороны, теперь в отрасль могут войти компании, вовсе не обладающие транспортной базой, а лишь имеющие эффективное приложение-платформу. Регулирующим органам необходимо принимать во внимание новые тенденции и разрабатывать собственные сервисы для получения своевременной и достоверной информации о состоянии конкуренции на рынке.
Об авторах
А.А. МоросановаА.И. Мелешкина
О.А. Маркова
Список литературы
1. Бутов А. М. Рынок перевозок грузов железнодорожным транспортом// Национальный исследовательский университет ВШЭ, Центр Развития. - 2016 г. - 68 с.
2. Китаев А. Е., Миронова И. И., Погодаева А. И., Соколов Д. А., Гусева Е.К. Железнодорожная станция 2.0: новая концепция развития цифровой железной дороги //International Journal of Open Information Technologies. 2017 Vol. 5, no. 2
3. Лосева Е.А., Павлова Н. С. Развитие агрегаторов: стратегии и регуляторные рамки // Общественные науки и современность. 2017. №4. С. 16-26.
4. Соколов И. А., Мишарин А. С., Куприяновскии В.П., Покусаев О. Н., Куприяновская Ю.В. Роботы, автономные робототехнические системы, искусственный интеллект и вопросы трансформации рынка транспортно- логистических услуг в условиях цифровизации экономики// International Journal of Open Information Technologies. 2018.Vol. 6. no.4.
5. Bauml M., Hausmann L. Air-freight forwarders move forward into a digital future URL: https://www.mckinsey.com/industries/travel-transport-and-logistics/our-insights/ air-freight-forwarders-move-forward-into-a-digital-future
6. Brancaccio G., Kalouptsidi M., Papageorgiou T. Geography, search frictions and endogenous trade costs // National Bureau of Economic Research. 2017. №w23581.
7. Fernandes S. Best Practices for Air Cargo Receivables Management// Revenue Accounting, Cargo, Accelya. 2015. URL: https://w3.accelya.com/blog/best-practices-for-air-cargo-receivables-management
8. Goulding L., Morrell M. Future of Rail - 2050 // Arup. - 2015. - 55 p.
9. Shin S., Roh H. S., Hur S.H. Technical Trends Related to Intermodal Automated Freight Transport Systems (AFTS) //The Asian Journal of Shipping and Logistics. - 2018. - Т. 34. - № 2. - С. 161-169.
Рецензия
Для цитирования:
Моросанова А., Мелешкина А., Маркова О. Цифровая трансформация на транспорте: возможности развития и риски ограничения конкуренции. Современная конкуренция. 2019;13(3):73-90. https://doi.org/10.24411/1993-7598-2019-10307. EDN: PXOFKS
For citation:
Morosanova A., Meleshkina A., Markova O. Digital transformation in transport: development opportunities and risks of restricting competition. Journal of Modern Competition. 2019;13(3):73-90. https://doi.org/10.24411/1993-7598-2019-10307. EDN: PXOFKS