Обучение предпринимательству и формирование компетенций, связанных с оценкой ущерба и управлением рисками
EDN: XXRIPB
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы обучения предпринимательскому образованию, роль оценки ущерба и управления рисками при формировании компетенций будущих предпринимателей. Проведен анализ отечественных и зарубежных подходов к формированию основных предпринимательских компетенций. Подчеркивается важность умений предпринимателя анализировать и управлять рисками, в том числе и от внешних антропогенных и природных воздействий. Проведенный анализ подтвердил, что важной составляющей образовательных программ предпринимательского образования являются дисциплины, связанные с оценкой ущерба и управлением рисками в предпринимательской деятельности. Статья содержит исследование образовательных программ бакалавриата и магистратуры 55 ведущих вузов России, осуществляющих обучение по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент» и «Инноватика». Исследование выявило низкий показатель средней доли дисциплин, формирующих компетенции в области оценки ущерба и управления рисками, а также преимущества образовательных программ по направлению «Экономика» при изучении данных вопросов. В статье поднимается проблема методического обеспечения дисциплин по оценке ущерба и управлению рисками, а также описывается раннее исследование по оценке комплексного ущерба, проведенное в 2016-2017 гг., в ходе которого было впервые предложено определение, классификация и методика оценки комплексного ущерба от пожаров, учитывающая вопросы оценки косвенного экономического, социоэкономического и эколого-экономического ущерба. Разработанная методика позволит обучать будущих предпринимателей вопросам оценки ущерба и управлению рисками.
Об авторах
И.Д. ОпаринА.А. Яшин
А.В. Филиппов
Список литературы
1. Верховская О. Р., Дорохина М. В., Сергеева А. В. Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2013». СПб.: Изд-во ВШМ СПбГУ, 2014. - 64 c.
2. Воробьев С. Н., Балдин К. В. Управление рисками в предпринимательстве. 2-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. - 772 с.
3. Девяткин Е. А., Ласковец С. В. Роль вузов в развитии предпринимательских компетенций студентов // Статистика и экономика. 2014. № 6. С. 3-8
4. Клюев А. К., Багирова А. П., Яшин А. А. Предпринимательское образование в университетах страны: масштабы, виды программ, баланс компетенций // Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 1 (61). С. 88-102.
5. Клюев А. К., Яшин А. А. Программы предпринимательского образования в современном университете // Высшее образование в России. 2016. № 1 (197). С. 22-33.
6. Рубин Ю. Б. Высшее предпринимательское образование в России: диагностика проблемы // Высшее образование в России. 2015. № 11. С. 5-17.
7. Рубин Ю. Б. Образовательная программа по предпринимательству в бакалавриате и условия ее реализации // Высшее образование в России. 2016. № 2. С. 15-27
8. Рубин Ю. Б. Формирование компетенций в сфере предпринимательства на образовательном пространстве бакалавриата // Высшее образование в России. 2016. № 1. С. 7-21
9. Рубин Ю. Б., Леднев М. В., Можжухин Д. П. Матрица компетенций как инструмент обучения предпринимательству в бакалавриате // Высшее образование в России. 2017. № 6. С. 16-28.
10. Чепуренко А. Ю. Как и зачем обучать студентов предпринимательству: полемические заметки // Вопросы образования. 2017. № 3.
11. Широкова Г. В. Курс «Предпринимательство» в ВШМ СПбГУ // Предпринимательские программы в современном образовательном учреждении. М., 2014. С. 116.
12. Amway Global Entrepreneurship Report 2013. URL: https:// mafiadoc.com/amway-global-entrepreneurship-report2013_5a2ab06b1723dded97008eb7.html.
13. Chell E. Review of skill and the entrepreneurial process. International Journal of Entrepreneurial Behaviour and Research. 2013. No. 19 (1). P. 6-31.
14. Johannisson B. University training for entrepreneurship: A Swedish approach. Entrepreneurship and Regional Development. 1991. No. 3 (1). P. 67-82.
15. Kuttima M., Kallastea M., Venesaara U., Kiisb A. Entrepreneurship Education at University Level and Students' Entrepreneurial Intentions // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. № 110. P. 658-664.
16. Mitchelmore S., Rowley J. Entrepreneurial Competencies: A Literature Review and Development Agenda. International Journal of Entrepreneurship Behavior & Research. 2010. No. 16 (2). P. 92-111.
17. Morris M. H., Webb J. W., Jun Fu, Sujata Singhal. A Competency-Based Perspective on Entrepreneurship Education Conceptual and Empirical Insights. Journal of Small Business Management. 2013. No. 51 (3). P. 352-369.
18. OECD. SMEs, Entrepreneurship and Innovation, 2010, OECD Studies on SMEs and Entrepreneurship, Paris.
19. Onstenk J. Entrepreneurship and Vocational Education. European Educational Research Journal. 2003. No. 2 (1). P. 74-89.
20. Oosterbeek H., Mirjam van Praag, Ijsselstein A. The Impact of Entrepreneurship Education on Entrepreneurship Skills and Motivation. European Economic Review. 2010. No. 54. P. 442-454.
Рецензия
Для цитирования:
Опарин И., Яшин А., Филиппов А. Обучение предпринимательству и формирование компетенций, связанных с оценкой ущерба и управлением рисками. Современная конкуренция. 2018;12(4-5):106-116. EDN: XXRIPB
For citation:
Oparin I., Yashin A., Filippov A. Entrepreneuial education and formation of competencies related to damage assessment and risk management. Journal of Modern Competition. 2018;12(4-5):106-116. EDN: XXRIPB