Европейский опыт и перспективы развития предпринимательского образования в российских школах
EDN: XRQRTN
Аннотация
В статье рассмотрены основные подходы к организации предпринимательского образования в европейских странах в современных условиях. На основе анализа базовых документов Евросоюза (ЕС) об организации предпринимательского образования описаны его стратегии и факторы успешности, выявлены различия в подходах к содержанию предпринимательского образования, а также в оценке его значения как фактора личностного развития обучающихся. С учетом европейского опыта в статье проанализированы отдельные положения действующих государственных федеральных образовательных стандартов общего образования с позиции перспектив развития предпринимательского образования в российских школах. Авторы обосновывают целесообразность мета-предметного подхода при обучении основам предпринимательства младших школьников. В основной школе предпринимательское образование в рамках действующего образовательного стандарта предполагает введение в качестве школьного компонента предмета «Основы предпринимательства», а также включение в предметную область «Технология» практико-ориентированных заданий и использование интерактивных форм обучения. В средней школе предлагается включение в образовательный стандарт особой предметной области - «Экономические и правовые основы предпринимательской деятельности», направленной на завершение формирования предпринимательских компетенций у выпускника средней школы. Обосновывается дидактико-методическая модель обучения предпринимательству в общем образовании.
Ключевые слова
Об авторах
М.М. МусарскийЕ.Д. Платонова
О.Д. Игумнов
Список литературы
1. Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2016/2017». URL:gem_russia_2016-2017.pdf
2. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 гг.».
3. Платонова Е. Д. Предпринимательская активность в системе категорий теории предпринимательства // Актуальные вопросы экономических наук: сборник материалов Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Часть 1. Под общ. ред. Ж. А. Мингалевой, С. С. Чернова. Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. С. 102-106.
4. Рубин Ю. Б. Предпринимательское образование в России и за рубежом: история, содержание, стандарты, качество: монография / под общей редакцией Ю. Б. Рубина. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2015. - 416 с.
5. Рубин Ю. Б. Высшее предпринимательское образование в России: диагностика и проблемы // Высшее образование в России. 2015. № 11. С. 5-17.
6. Рубин Ю. Б., Алексеева Е. В., Леднев М. В., Можжухин Д. П. Обучение предпринимательству: пути укоренения в вузовском сегменте российского образования // Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 1.
7. Рубин Ю. Б., Леднев М. В., Можжухин Д. П. Матрица компетенций как инструмент обучения предпринимательству в бакалавриате // Высшее образование в России. 2017. № 6.
8. Седов В., Широкова Г. Как в России учат предпринимателей. URL: https://www.e-xecutive.ru/education/mbarus/1918317-kak-v-rossii-uchat-predprinimatelei.
9. Стулов Р. С. Обучение основам предпринимательства в процессе технологической подготовки школьников: автореф.... канд. пед. наук: Шуя, 2005. -18 с.
10. Харджиева С. В. Преподавание основ предпринимательства в гимназии// Экономика в школе. 2009. № 3/4 (49/50). С. 25-33.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645). URL: https://минобрнауки.рф/документы/543.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643. URL: httpsV/минобрнауки. рф/ документы/543.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644). URL: https://минобрнауки.рф/документы/543.
14. European Commission. Green Paper Entrepreneurship in Europe. COM (2003) 27. URL: http://ec.europa.eu/oslo_agenda_final_en.pdf.
15. European Commission, 2006. The Oslo Agenda for Entrepreneurship Education in Europe. 2006. URL: http:// oslo_agenda_final_en.pdf.
16. European Commission. Expert Group on Indicators on Entrepreneurial Learning and Competence: Final Report. 2014. URL: http://ec.europa.eu/education/library/reports/2014/entrepreneurial-expert-report_en.pdf.
17. European Commission. Innovation Competitiveness Report 2011. URL: Режим доступа: http://ec.europa.eu/re search/ innovation-union/index_en.cfm?pg=home§ion=comp etitiveness-report&year=2011. P. 44.
18. European Commission/EACEA/Eurydice. Entrepreneurship Education at School in Europe. Eurydice Report. Luxembourg: Publications Office of the European Union. 2016.
19. McCoshan A. et al. Towards Greater Cooperation and Coherence in Entrepreneurship Education. Report and Evaluation of the Pilot Action High Level Reflection Panels on Entrepreneurship Education initiated by DG Enterprise and Industry and DG Education and Culture. 2010. URL: http://ec.europa.eu/enterprise/policies/s me/promoting-entrepreneurship/education-training-entrepreneurship/ reflectionpanels/files/entr_education_panel_en.pdf.
20. Recommendation of the European Parliament and of the Council of 18 December 2006 on key competences for lifelong learning. URL: http://ec.europa.eu/education/sites/education/files/swd-recommendation-key-competences-lifelong-learning.pdf.
21. Rosendahl Huber L., Sloof R., van Praag C. M. The Effect of Early Entrepreneurship Education: Evidence from a Field Experiment // European Economic Review. 2014. Vol. 72. 11.2014. Pp. 76-97.
Рецензия
Для цитирования:
Мусарский М., Платонова Е., Игумнов О. Европейский опыт и перспективы развития предпринимательского образования в российских школах. Современная конкуренция. 2018;12(1):62-75. EDN: XRQRTN
For citation:
Musarskiy M., Platonova E., Igumnov O. European experience and the prospects of the development of the entrepreneurial education at the Russian schools. Journal of Modern Competition. 2018;12(1):62-75. EDN: XRQRTN