Социальное предпринимательство:концепция, сущность и значение
EDN: UXUXLH
Аннотация
В современных исследованиях в сфере бизнеса и менеджмента социальное предпринимательство является одной из наиболее активно изучаемых областей. В данной статье представлен анализ основных исследований концепции, сущности и понятия социального предпринимательства, опубликованных в научных журналах за период 1998-2014 гг. В статье рассмотрены особенности социального предприятия и характеристики социального предпринимателя. Концепция социального предпринимательства все еще остается недостаточно изученной, что подтверждается большим количеством теоретических и ограниченным количеством эмпирических исследований в данной области. Основным фактором, отличающим социальное предпринимательство от традиционного является наличие социальных возможностей, которые могут использовать предприниматели. В результате проведенного анализа были уточнены основные понятия социального предпринимательства, определены характеристики, особенности социального предприятия и проанализированы типы и мотивы социальных предпринимателей.
Список литературы
1. Арай Ю. Н., Бурмистрова Т. А. Специфика бизнес-моделей в социальном предпринимательстве // Российский Журнал Менеджмента. 2014. Т. 12. № 4. С. 55-78
2. Благов Ю. Е., Арай Ю. Н. Социальное предпринимательство: проблемы типологии (предисловие к разделу) // Вестник С-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. 2010. Вып. 3. С. 109-114
3. Благов Ю. Е., Арай Ю. Н. Образовательные программы в области социального предпринимательства: мировой опыт и российские особенности // Вестник С-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. 2014. Вып. 3. С. 177-197
4. Баталина А., Московская А., Тарадина Л. Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России. Обзор основных моделей социального предпринимательства, материалы Государственного университета Высшей школа экономики, Институт управления социальными процессами, Москва, 2007
5. Быстрова Е. Ю., Широкова Г. В. Что мы знаем о молодых предпринимательских фирмах? Определения, характеристики и факторы, влияющие на их рост // Современная конкуренция. 2014. № 6 (48). С. 61-93
6. Гаффорова Е. Б., Меркушова Н. И. Анализ использования краудсорсинга в инновационных бизнес-моделях // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 40. С. 2-11
7. Макаревич А., Сазонова Т. Сущность и специфика социального предпринимательства в России // Российское предпринимательство. 2012. № 24 (222). С. 52-56
8. Московская А. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования // Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования. М.: НИУ Высшая школа экономики. 2011. - 284 с
9. Смирнов В. П. Научные подходы к пониманию предпринимательства // Теория и практика общественного развития. 2012. № 2. С. 272-274
10. Смирнов В. П. Теоретическая основа современных исследований предпринимательства // Современная конкуренция. 2015. Том 9. № 1 (49). С. 58-74
11. Широкова Г. В., Богатырева К. А. Взаимосвязь предпринимательской ориентации и результатов деятельности фирмы: результаты исследования российских фирм малого и среднего бизнеса // Вестник С-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. 2014. Вып. 1. С. 3-21
12. Alter S. K. Social enterprise models and their mission and money relationships. In A. Nicholls (Ed.). Oxford, UK: Oxford University Press. Social entrepreneurship: New models of sustainable social change. 2006. Р. 205-232
13. Alter S. K. Social Enterprise Typology. Virtue Ventures LLC, 2007, no. 27, (revised vers.). URL: http://rinovations. edublogs.org/files/2008/07/setypology.pdf
14. Amit R., Muller E. Push and pull entrepreneurship (two types based on motivation). Journal of Small Business and Entrepreneurship. 1995. Vol. 12. No. 4. Р. 64-80
15. Austin J., Stevenson H., Wei-Skillern J. Social or commercial entrepreneurship: Same, different, or both? Entrepreneurship: Theory and Practice, 2006. Vol. 30 (1). Р. 1-22
16. Bacq S., Janssen F. The multiple faces of social entrepreneurship: A review of definitional issues based on geographical and thematic criteria. Entrepreneurship & Regional Development. 2011. Vol. 23. No. 5-6. Р. 373-403
17. Benjamin С. Visionary or criminal: From profit through morality to socially sustainable entrepreneurship. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2013. No. 99. Р. 339-350
18. Bornstein D. Changing the world on a shoestring. The Atlantic Monthly. 1998. Vol. 281. No. 1. Р. 34-49
19. Bornstein D. How to change the world: Social entrepreneurs and the power of new ideas. Oxford, UK: Oxford University Press, 2004
20. Boschee J. Social entrepreneurship. Across the Board.1995. Vol. 32. No. 3. Р. 20-25
21. Braga J. C., Proenca T., Ferreira M. R. Motivations for social entrepreneurship - Evidences from Portugal. Tékhne - Review of Applied Management Studies. 2015. Vol. 8
22. Brinkerhoff P. Why you need to be more entrepreneurial - an how to get started. Nonprofit World. 2001. Vol. 19. No. 6. Р. 12-15
23. Carsrud A., Brännback M. Entrepreneurial Motivations: What do we Still Need to Know. Journal of Small Business Management. 2011. Vol. 49. No. 1. Р. 9-26
24. Certo T., Miller T. Social entrepreneurship: Key issues and concepts. Business Horizons. 2008. Vol. 51. Р. 267-271
25. Cochran P. The evolution of corporate social responsibility. Business Horizons, 2007. No. 2. Р. 449-454
26. Christie M. J. Social entrepreneurship: New research findings. Editorial / Journal of World Business. 2006. Vol. 41. Р. 1-5
27. Chang J., Benamraoui A, Rieple A. Learning-by-doing as an approach to teaching social entrepreneurship. Innovations in Education and Teaching International. 2014. Vol. 51. No. 5. Р. 459-471
28. Chell E., Nicolopouloua R., Karatas M. Social entrepreneurship and enterprise: International and innovation perspectives. Entrepreneurship & Regional Development. 2010. Vol. 22. No. 6. Р. 485-493
29. Chen G., Gully M., Eden D. Validation of a New General Self-Efficacy Scale. Organizational Research Methods.2001. Vol. 4. No. 1. Р. 62-83
30. Choi N., Majumdar S. Social entrepreneurship as an essentially contested concept: Opening a new avenue for systematic future research. Journal of Business Venturing.2014. Vol. 29. Р. 363-376
31. Dees G. Taking Social Entrepreneurship Seriously: Uncertainty, Innovation, and Social Problem Solving. Society.2007. Vol. 44. No. 3
32. Dees G. The Meaning of Social Entrepreneurship // Comments and suggestions contributed from the Social Entrepreneurship Funders Working Group. 1998. Vol. 31. Р. 28-33
33. Felício A., Gonçalves H., Gonçalves V. Social value and organizational performance in non-profit social organizations: Social entrepreneurship, leadership, and socioeconomic context effects // Journal of Business Research.2013. Vol. 66. No. 10. Р. 2139-2146
34. Emerson J., Twersky F. New social entrepreneurs: The success, challenge, and lessons of non-profit enterprise creation. San Francisco: Roberts Foundation, 1996
35. Gallie W. Essentially contested concepts // Proceedings of the Aristotelian Society. 1956a. Vol. 56. Р. 167-198
36. Gallie W. Art as an essentially contested concept // The hilosophical Quarterly. 1956b. Vol. 6. No. 23. Р. 97-114
37. Germak A., Robinson J. Exploring the Motivation of Nascent Social Entrepreneurs // Journal of Social Entrepreneurship.2014. Vol. 5. No. 1. Р. 5-21
38. Idris A., Hati R. Social Entrepreneurship in Indonesia: Lessons from the Past // Journal of Social Entrepreneurship.2013. Vol. 4. No. 3. Р. 277-301
39. Kirkwood J., Walton S. What motivates ecopreneurs to start businesses? // International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research. 2010. Vol. 16. No. 3. Р. 204-228
40. Lan H., Zhu Y., Ness D., Hing K., Shneider R. The role and characteristics of social entrepreneurs in contemporary rural cooperative development in China: case studies of rural social entrepreneurship // Asia Pacific Business Review. 2014. Vol. 20. No. 3
41. MacMillan I., Siegel R., Narasimha P. N. Criteria used by venture capitalists to evaluate new venture proposals // Journal of Business Venturing. 2008. Vol. 1. No. 1. Р. 119-128
42. Nicholls A., Cho A. Social entrepreneurship: The structuration of a field. In Social entrepreneurship - new models of sustainable social change, ed. Oxford: Oxford University Press, 2008. Р. 99-118
43. Nicholls A. We do good things, don’t we? Blended Value Accounting in social entrepreneurship. Accounting, Organizations and Society. 2009. Vol. 34. Р. 755-769
44. Peredoa A., McLeanb M. Social entrepreneurship: A critical review of the concept. Journal of World Business. 2006. Vol. 41. No. 1. Р. 56-65
45. Perrinia F., Vurroa C., Costanzob L. A process-based view of social entrepreneurship: From opportunity identification to scaling-up social change in the case of San Patrignano. Entrepreneurship & Regional Development. 2010. Vol. 22. No. 6. Р. 515-534
46. Ruebottom T. The microstructures of rhetorical strategy in social entrepreneurship: Building legitimacy through heroes and villains. Journal of Business Venturing. 2013. Vol. 28. Р. 98-116
47. Sarasvathy S. D., Dew N., Velamuri R., Venkataraman S. Three views of entrepreneurial opportunity. In Handbook of Entrepreneurship Research: An Interdisciplinary Survey and Introduction. Acs ZJ, Audretsch DB (eds). Kluwer: Boston, 2003. Р. 141-160
48. Seelos C., Mair J. Social entrepreneurship: Creating new business models to serve the poor. Business Horizon.,2005. Vol. 48. No. 3. Р. 241-246
49. Sharir M., Lerner M. Gauging the Success of Social Ventures Initiated by Individual Social Entrepreneurs. Journal of World Business. 2006. Vol. 41. Р. 6-20
50. Shane S., Locke E., Collins C. Entrepreneurial Motivation.Human Resource Management Review. 2003. Vol. 13. No. 2. Р. 257-79
51. Smith B., Stevens C. Different types of social entrepreneurship: The role of geography and embeddedness on the measurement and scaling of social value. Entrepreneurship & Regional development. 2010. Vol. 22. No. 6. Р. 575-598
52. Sustersic J., Wostner P., Valicc T. Qua Vadis, Slovenia?Between Framework Conditions and Internal Capabilities. Managing Global Transitions. 2010. Vol. 8. No. 4. Р. 21-34
53. Steyaert C., Katz J. Reclaiming the space of entrepreneurship in society: Geographical, discursive and social dimensions. Entrepreneurship and Regional Development. 2004. Vol. 16. No. 3. Р. 179-96
54. Swanson L., Zhang D. The Social Entrepreneurship Zone.Journal of Nonprofit & Public Sector Marketing. 2010. Vol. 22. P. 71-88
55. Tapsell P., Woods C. Social entrepreneurship and innovation: Self-organization in an indigenous context. Entrepreneurship & Regional Development. 2010. Vol. 22. No. 6. Р. 535-556
56. Thompson J., Alvy G., Lees A. Social Entrepreneurship: A New Look at the People and the Potential. Management Decision. 2000. Vol. 38. P. 328-338
57. Thompson J. The world of the social entrepreneur. International Journal of Public Sector Management. 2002. Vol. 15. No. 5. P. 412-431
58. Transforming business. University of Cambridg. URL: http:// transformingbusiness.net/resources/blog-from-ebay-to-social-entrepreneurship. shtml Дата обращения 13.01.2015
59. Urban B. Social Entrepreneurship in an Emerging Economy: A Focus on the Institutional Environment and Social Entrepreneurial Self-Efficacy. Managing Global Transitions.2013. Vol. 11. No. 1. Р. 3-25
60. Waddock S., Post J. Social Entrepreneurs and Catalytic Change. Public Administration Review. 1991. Vol. 51. No. 5. Р. 393
61. Wallace S. Social entrepreneurship: The role of social purpose enterprises in facilitating community economic development. Journal of Developmental Entrepreneurship.1999. Vol. 4. No. 2. Р. 153-74
62. Weerawardena J., Mort G. Learning, Innovation and Competitive Advantage in Not-For-Profit Aged Care Marketing: A Conceptual Model and Research Propositions. Journal of Nonprofit & Public Sector Marketing. 2001. Vol. 9. No. 3. Р. 53-73
63. Weerawardena J., Mort G. Investigating social entrepreneurship: A multidimensional model. Journal of World Business. 2006. Vol. 41. No. 1. Р. 22
64. Zahra S., Gedajlovic E., Neubaum D., Shulman J. A typology of social entrepreneurs: Motives, search process, and ethical challenges // Journal of Business Venturing. 2009. Vol. 24. No. 5. Р. 519-532
Рецензия
Для цитирования:
Жохова В. Социальное предпринимательство:концепция, сущность и значение. Современная конкуренция. 2015;9(4):77-99. EDN: UXUXLH
For citation:
Zhokhova V. Social Entrepreneurship: Concept, essence and meaning. Journal of Modern Competition. 2015;9(4):77-99. EDN: UXUXLH