Кадровый фактор конкурентоспособности высших учебных заведений в сфере обучения предпринимательству
https://doi.org/10.37791/2687-0657-2024-18-4-83-98
Аннотация
Актуальность и значимость рассмотрения кадрового фактора конкурентоспособности в сфере предпринимательского образования обусловлены объективным запросом заинтересованных сторон на повышение качества предпринимательского образования, в частности рядовых граждан – возможных будущих или начинающих предпринимателей, их окружения, органов государственного управления, понимающих необходимость профессионального решения предпринимательских задач в различных сферах для комплексного развития страны, а также предпринимательского сообщества Российской Федерации. Цель работы – выявление влияния кадрового фактора на конкурентоспособность вуза в процессе обучения предпринимательству. Предмет исследования – обеспечение кадровой конкурентоспособности высших учебных заведений в сфере обучения предпринимательству. В статье представлен анализ взаимосвязи кадрового обустройства вуза в сфере обучения предпринимательству и конкурентоспособности образовательных организаций в сфере высшего предпринимательского образования. На основании использования методов дедукции, индукции, синтеза и кейс-метода раскрыт кадровый фактор, влияющий на уровень конкурентоспособности вузов, участвующих в процессе обучения предпринимательству. Отмечается, что повышение эффективности кадрового фактора конкурентоспособности в области обучения предпринимательству основано на адаптации и подготовке кадрового состава, в первую очередь профессорско-предательского характера. Особое внимание уделяется программам подготовки кадровых ресурсов обучения предпринимательству. Делается вывод о важности формирования конкурентоспособных образовательных результатов в сфере обучения предпринимательству за счет программ адаптации и подготовки кадров, участвующих в реализации содержания, методик и технологий обучения предпринимательству. Также в статье представлены перечни показателей, которые могут лечь в основу методик оценки разных типов преподавателей в сфере обучения предпринимательству.
Ключевые слова
Об авторе
Д. П. МожжухинРоссия
Можжухин Данила Петрович, доцент кафедры предпринимательства и конкуренции; исполнительный директор
Москва
Список литературы
1. Черницов А. Е. Перспективы развития молодежного предпринимательства в России: реальность или утопия? // Друкеровский вестник. 2016. № 2. С. 205–212. DOI: 10.17213/2312-6469-2016-2-205-212.
2. Омаров Э. З. От малого до крупного // Современная конкуренция. 2024. Т. 18. № 3. С. 126–135. DOI: 10.37791/2687-0657-2024-18-3-126-135.
3. Rubin Yu., Lednev M., Mozhzhukhin D. Entrepreneurship Education in Action: A Matrix of Competencies for a Bachelor’s Degree Program // Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy – 2018. In Association with the United States Association for Small Business and Entrepreneurship (USASBE). – Northampton, MA: Edward Elgar Publishing, 2018. P. 187–202. DOI: 10.4337/9781788114950.00018.
4. Рубин Ю. Б., Можжухин Д. П. Высшее предпринимательское образование: ориентиры становления и смягчения ограничений // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 11. С. 106–121. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-11-106-121.
5. Рубин Ю. Б., Можжухин Д. П. Факторы конкурентоспособности высших учебных заведений в сфере обучения предпринимательству // Экономика. Налоги. Право. 2024. Т. 17. № 4. С. 31– 41. DOI: 10.26794/1999-849X-2024-17-4-31-41.
6. Рубин Ю. Б. О проекте профессионального стандарта «Предприниматель (Специалист по решению предпринимательских задач)» // Современная конкуренция. 2022. Т. 16. № 1. С. 5–28. DOI: 10.37791/2687-0649-2022-16-1-5-28.
7. Morris M., Webb J., Fu J., Singhal S. A competency-based perspective on entrepreneurship education: conceptual and empirical insights // Journal of Small Business Management. 2013. Vol. 51. No. 3. P. 352–369. DOI: 10.1111/jsbm.12023.
8. Rauch A., Frese M. Let’s put the person back into entrepreneurship research: a meta-analysis on the relationship between business owners’ personality traits, business creation, and success // European Journal of Work and Organizational Psychology. 2007. Vol. 16. No. 4. P. 353–385. DOI: 10.1080/13594320701595438.
9. Matthews Ch., Solomon G. The curricular confusion between entrepreneurship education and small business management: A qualitative analysis // Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy – 2014. In Association with the United States Association for Small Business and Entrepreneurship (USASBE). – Edward Elgar Publishing, 2014. P. 91–115. DOI: 10.4337/9781783471454.00012.
10. White R., Hertz G., Moore K. Competency based education in entrepreneurship: A call to action for the discipline // Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy – 2016. In Association with the United States Association for Small Business and Entrepreneurship (USASBE). – Edward Elgar Publishing, 2016. P. 127–147. DOI: 10.4337/9781784719166.00013.
11. Liguori E., Cowden B., Hertz G. Teaching entrepreneurial sales skills: A co-curricular approach // Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy – 2016. In Association with the United States Association for Small Business and Entrepreneurship (USASBE). – Edward Elgar Publishing, 2016. P. 389–392. DOI: 10.4337/9781784719166.00034.
12. Рубин Ю. Б., Алексеева Е. В., Леднев М. В., Можжухин Д. П. Обучение предпринимательству: пути укоренения в вузовском сегменте российского образования // Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 1 (61). C. 30–56.
13. Стромов В. Ю., Сысоев П. В., Завьялов В. В. Проблемы и перспективы развития молодежного предпринимательства в классическом вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24. № 180. С. 7–16. DOI: 10.20310/1810-0201-2019-24-180-7-16.
14. Романова А. Н., Геращенко И. П., Гешко О. А. Диагностика среды формирования предпринимательских компетенций студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76-4. С. 282–286.
15. Мизаев М. М., Вазаров Х. П. А., Сугаипов С. А. А. Современные тенденции в преподавании предпринимательства и малого бизнеса // Педагогический журнал. 2023. Т. 13. № 10-1. С. 323– 331. DOI: 10.34670/AR.2023.66.84.022.
16. Чулкова О. С. Проблемные аспекты обучения предпринимательству в зависимости от возрастных особенностей обучаемых // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2022. Т. 21. № 4. С. 113–120. DOI: 10.20310/1810-231X-2022-21-4-113-120.
17. Нек Х. М., Корбетт Э. С. Исследование преподавания и изучения предпринимательству // Современная конкуренция. 2018. Т. 12. № 1 (67). С. 114–142.
18. Бондаренко Н. Л., Конаневич Ю. Г. Методологический подход к пониманию предпринимательства и предпринимательской деятельности и определению методики преподавания учебных дисциплин, формирующих знания о них // Актуальные проблемы гражданского права. 2022. № 1 (19). С. 9–23.
19. Рубин Ю. Б. Образовательная программа по предпринимательству в бакалавриате и условия ее реализации // Высшее образование в России. 2016б. № 2. C. 15–27.
20. Рубин Ю. Б., Можжухин Д. П., Алексеева Е. В. Непрерывное предпринимательское образование: формирование инновационной модели (опыт 2021 года) // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 4 (84). С. 91–108. DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-4-91-108.
21. Сагинова О. В., Максимова С. М. Опыт взаимодействия вузов и предпринимательских структур // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18. № 3. С. 377–387. DOI: 10.18334/rp.18.3.37304.
Рецензия
Для цитирования:
Можжухин Д.П. Кадровый фактор конкурентоспособности высших учебных заведений в сфере обучения предпринимательству. Современная конкуренция. 2024;18(4):83-98. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2024-18-4-83-98
For citation:
Mozhzhukhin D.P. The Personnel Factor of Higher Educational Institutions Competitiveness in the Field of Entrepreneurship Education. Journal of Modern Competition. 2024;18(4):83-98. (In Russ.) https://doi.org/10.37791/2687-0657-2024-18-4-83-98