Конкуренция в процессе обучения в образовательных организациях высшего образования
https://doi.org/10.37791/2687-0657-2023-17-5-111-123
Аннотация
Соперничество присутствует в разных сферах человеческой деятельности, например соперничество (конкуренция) за рабочее место, должность, необходимые ресурсы, свободное место в транспорте и за баллы/оценки в учебном процессе. Статья посвящена вопросам соперничества среди студентов в учебной деятельности за оценки, в том числе и при реализации балльно-рейтинговой системы оценивания в образовательных организациях высшего образования. По данным различных исследований и исходя из опыта профессиональной деятельности автора, использование балльно-рейтинговой системы оценки в образовательных организациях имеет как свои преимущества, так и недостатки. Так, одним из неоспоримых преимуществ считается повышение мотивации студентов к учебной деятельности (выполнить задание лучше, чем одногруппники), а одним из недостатков считается соперничество (иногда недобросовестное) за нужную для студента оценку (зачастую, это и жесткое сравнение с баллами, полученными однокурсниками, и недовольство (не соответствующее реальному положению дел) заработанной оценкой и пр.). Значимость этих моментов усиливается в связи с субъективностью оценки преподавателем студентов, а также с особенностями распределения баллов (индивидуально у каждого преподавателя) и оценивания различных творческих учебных работ. На основе изучения взаимодействия соперничающих сторон в учебной деятельности за баллы автором предложены некоторые способы, применение которых способствует добросовестному соперничеству среди студентов (совместному выигрышу, выигрышу за счет преимуществ), что указывает на практическое значение данной статьи. В ней показано, что даже при подробном описании и обосновании оценки (составлении шкалы и ее критериев) все равно будут возникать различные спорные вопросы в оценивании студентов, приводящие к определенной форме соперничества в учебной деятельности.
Об авторе
Ю. Б. НадточийРоссия
Надточий Юлия Борисовна - канд. пед. наук, доцент, доцент департамента стратегического и инновационного развития
Москва
Список литературы
1. Балльно-рейтинговая система оценки знаний [Электронный ресурс] // Электронно-библиотечная система «Лань». URL: https://lala.lanbook.com/ballno-rejtingovaya-sistema-ocenki-znanij (дата обращения: 15.08.2023).
2. Котикова Д. С. Формирование конкурентоспособности личности студента в образовательном процессе вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. – Нижний Новгород, 2010. – 31 с.
3. Рубин Ю. Б. Конкуренция в российском образовании: теория и противоречивые реалии // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 5 (111). С. 17–30. DOI: 10.15826/umpa.2017.05.058.
4. Рубин Ю. Б., Леднев М. В., Можжухин Д. П. Формирование профессиональных компетенций для успешного участия в конкуренции в процессе освоения студентами программ по предпринимательству в современном бакалавриате // Современная конкуренция. 2019. Т. 13. № 1 (73). С. 40–64.
5. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 798 с.
6. Тимошкина Н. А. Педагогическое мастерство как основа профессиональной деятельности современного педагога // Труды института бизнес-коммуникаций: сборник научных статей / под общ. ред. М. Э. Вильчинской-Бутенко. – СПб., 2021. С. 65–68.
7. Burguillo J. C. Using Game Theory and Competition-based Learning to Stimulate Student Motivation and Performance // Computers & Education. 2010. Vol. 55. No. 2. P. 566–575. DOI: 10.1016/j.compedu.2010.02.018.
8. Kohn A. No Contest: The Case Against Competition. – Boston: Houghton Mifflin, 1986. – 257 p.
9. Rubin Yu., Lednev M., Mozhzhukhin D. Competition Studies: Structuring Competencies in University Entrepreneurship Programs // Higher Education in Russia. 2019. Vol. 28. No. 1. P. 21–33. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-1-21-33.
10. Shindler J. Transformative Classroom Management: Positive Strategies to Engage All Students and Promote a Psychology of Success. – San Francisco: Jossey-Bass, 2010. – 374 p.
11. Verhoeff T. The Role of Competitions in Education. 1997. URL: https://olympiads.win.tue.nl/ioi/ioi97/ffutwrld/competit.html (дата обращения: 16.08.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Надточий Ю.Б. Конкуренция в процессе обучения в образовательных организациях высшего образования. Современная конкуренция. 2023;17(5):111-123. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2023-17-5-111-123
For citation:
Nadtochiy Yu.B. Competition in the Process of Studying in Educational Institutions of Higher Education. Journal of Modern Competition. 2023;17(5):111-123. (In Russ.) https://doi.org/10.37791/2687-0657-2023-17-5-111-123