Preview

Современная конкуренция

Расширенный поиск

Тридцать лет спустя, или Снова о биологическом подходе к конкуренции

https://doi.org/10.37791/2687-0657-2024-18-4-21-44

Аннотация

В статье обсуждается эффективность применения биологического подхода генерических (родовых) стратегий конкурентной борьбы Л. Г. Раменского – Дж. П. Грайма к экономическим процессам. Рассматриваются четыре основные стратегии – виолентная, патиентная, коммутантная и эксплерентная – и свойственные придерживающимся их фирмам конкурентные преимущества, а также взаимодействия внутри популяции фирм с разными стратегиями как единой системы. Основной методический прием, примененный в статье, состоит в сопоставлении конкурентной ситуации в России тридцать лет назад, т. е. на заре развития рыночных отношений в стране, с тем, что происходит в настоящее время. Охарактеризованы основные изменения, произошедшие с фирмами, придерживающимися каждой из четырех генерических стратегий. В частности, выявлено резкое (более чем на порядок) снижение доли крупных предприятий-виолентов в общей численности российских предприятий при одновременном функциональном улучшении характера их деятельности. В сравнении с ранним постсоветским временем произошло резкое увеличение численности малых, особенно микро- предприятий- коммутантов, что в значительной мере решило проблему быстрого удовлетворения меняющихся локальных потребностей. Значительные советские заделы технологий послужили стартовым условием формирования узкоспециализированных фирм-патиентов, включая элиту последних – некоторое число «скрытых чемпионов», достигших мирового лидерства. Развитие отсутствовавших в СССР предприятий-эксплерентов (новаторов) пошло не столько по классическому пути технологических стартапов, сколько по пути появления страты быстрорастущих компаний-газелей. В качестве основного вывода утверждается, что важной причиной высокой устойчивости экономики России к внешним шокам, ставшей неожиданностью для большинства экономистов, явилась высокая адаптивность сложившейся в стране системы конкурентных отношений.

Об авторе

А. Ю. Юданов
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия

Андрей Юрьевич Юданов, докт. экон. наук, ординарный профессор кафедры экономической теории

Москва



Список литературы

1. Экосистемы: подходы к регулированию. Доклад для общественных консультаций // Банк России. 2021. С. 1–46. URL: https://www.cbr.ru/content/document/file/119960/consultation_paper_02042021.pdf (дата обращения: 27.08.2024).

2. Баранова Е. И., Юданов А. Ю. Стилизованный цикл жизни быстрорастущих фирм в России // Вопросы экономики. 2022. № 3. С. 77–97. DOI: 10.32609/0042-8736-2022-3-77-97.

3. Баринова В. А., Земцов С. П., Царева Ю. В. В поисках предпринимательства в России. Ч. I: Что мешает малому и среднему бизнесу развиваться. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2023. – 400 с.

4. Большая советская энциклопедия: в 50 т. Т. 50. Союз Советских Социалистических Республик. – 2-е изд. – БСЭ, 1957. С. 195–198.

5. Егорова А. И., Чепуренко А. Ю. Факторы упругости малого предпринимательства в условиях внешних шоков в России (по данным лонгитюдного исследования) // Российский журнал менеджмента. 2022. Т. 20. № 2. С. 172–197. DOI: 10.21638/spbu18.2022.202.

6. Земцов С. П., Бабурин В. Л. Предпринимательские экосистемы в регионах России // Региональные исследования. 2019. № 2 (64). С. 4–14. DOI: 10.5922/1994-5280-2019-2-1.

7. Ким Ч., Моборн Р. Стратегия голубого океана. Как найти или создать рынок, свободный от других игроков. – М.: Изд-во: Манн, Иванов и Фербер, 2012. – 304 с.

8. Клейнер Г. Б. Экономика экосистем: шаг в будущее // Экономическое возрождение России. 2019. № 1 (59). С. 40–45.

9. Коротченя И. М. Экономический союз суверенных государств: стратегия и тактика становления. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та экономики и финансов, 1995. – 125 с.

10. Крук Д. М. Структура промышленного предприятия и пути ее совершенствования. – М.: Экономика, 1965. – 186 с.

11. Макаров А. В. Переход к правилу взвешенного подхода (ROR): преимущества и риски // Вестник Моск. ун-та. Серия 6: Экономика. 2018. № 1. С. 65–81.

12. Медовников Д. С., Розмирович С. Д., Оганесян Т. К., Степанов А. К., Мазурова С. А. Компании-газели в российской экономике: устойчивость роста, инновационность, реакция на кризисы // Российский журнал менеджмента. 2023. Т. 21. № 2. С. 164–197. DOI: 10.21638/spbu18.2023.202.

13. Раменский Л. Г. Проблемы и методы изучения растительного покрова. Избранные работы. – Л.: Наука, 1971. – 334 с.

14. Рубин Ю. Б. О конструктивной теории конкуренции в предпринимательстве // Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 5 (65). С. 114–129.

15. Симон Г. Скрытые чемпионы 21 века. Стратегии успеха неизвестных лидеров мирового рынка. – М.: КноРус, 2015. – 240 с.

16. Фрэнк Р. Дарвиновская экономика. Свобода, конкуренция и общее благо // Экономическая социология. 2013. Т. 14. № 1. С. 54–71.

17. Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. – М.: Акалис, 1996. – 272 с.

18. Юданов А. Ю. О формуле успеха среднего бизнеса в мире и в России // Российский журнал менеджмента. 2013. Т. 11. № 3. С. 119–128.

19. Юданов А. Ю. Покорители «голубых океанов» (фирмы-«газели» в России) // Современная конкуренция. 2010. № 2 (20). С. 27–48.

20. Юданов А. Ю. Типы конкурентной стратегии: «биологический подход» к классификации компаний // Мировая экономика и международные отношения. 1990. № 10. С. 51–65. DOI: 10.20542/0131-2227-1990-10-51-65.

21. Acs Z. J., Szerb L. Global Entrepreneurship and Development Index 2011. – Cheltenham (UK), Northampton, MA (US): Edward Elgar, 2011. – 400 p.

22. Acs Z. J., Szerb L., Lafuente E., Márkus G. Global Entrepreneurship Index 2019. – Washington, D. C., USA: The Global Entrepreneurship and Development Institute, 2020. – 64 р. DOI: 10.13140/RG.2.2.17692.64641.

23. Acs Z. J., Szerb L. The Global Entrepreneurship Index (GEINDEX) // Foundations and Trends in Entrepreneurship. 2009. No. 5. Р. 341–435. DOI: 10.1561/0300000027.

24. Birch D. L. The job generation process. – Cambridge, MA: MIT Program on Neighborhood and Regional Change, 1979. – 80 р.

25. Catlin T., Lorenz J.-T., Nandan J., Sharma S., Waschto A. Insurance beyond digital: The rise of ecosystems and platforms // McKinsey & Company. January 10, 2018. URL: https://www.mckinsey.com/industries/financial-services/our-insights/insurance-beyond-digital-the-rise-of-ecosystems-and-platforms#/ (дата обращения: 27.08.2024).

26. Chepurenko A. Entrepreneurship ecosystems in post-socialist economies // Foresight and STI Governance. 2019. Vol. 13. No. 4. P. 6–8. DOI: 10.17323/2500-2597.2019.4.6.8.

27. Grime J. P. Plant strategies & vegetation processes. – 2nd edition. – N. Y.: John Wiley & Sons, 2002. – 417 p.

28. Moore J. F. Predators and prey: A new ecology of competition // Harvard Business Review. 1993. Vol. 71. No. 3. Р. 75–86.


Рецензия

Для цитирования:


Юданов А.Ю. Тридцать лет спустя, или Снова о биологическом подходе к конкуренции. Современная конкуренция. 2024;18(4):21-44. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2024-18-4-21-44

For citation:


Yudanov A.Yu. Thirty Years Later, or The Biological Approach to Competition Revisited. Journal of Modern Competition. 2024;18(4):21-44. (In Russ.) https://doi.org/10.37791/2687-0657-2024-18-4-21-44

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен на условиях простой (неисключительной) лицензии.


ISSN 1993-7598 (Print)
ISSN 2687-0657 (Online)