Стратегии маркетплейсов в условиях динамики поведения потребителей
https://doi.org/10.37791/2687-0657-2024-18-5-124-139
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению стратегических методов развития маркетплейсов в связи с изменениями в потребительском поведении. Автор обращает внимание, что такой фактор, как поведение потребителей, необходимо считать главным при формировании стратегии. Для решения поставленной задачи были использованы методы системного анализа и синтеза, метод индукции, контент-анализ научной литературы и статистических обзоров по исследуемой тематике, материалы периодической печати российских и зарубежных авторов. Автор обосновывает важность учета поведения потребителей при формировании стратегий развития маркетплейсов. Выводы и решения, представленные в исследовании, подкреплены статистическими данными по изменению поведения потребителей – применению устройств и возрастающей роли социальных сетей при совершении покупки товаров в онлайн-среде; уделено внимание потребительской психологии на маркетплейсах. Показано влияние цифровизации и формирование ИТ-решений маркетплейсами с целью удовлетворения самых сложных потребительских запросов с экономической точки зрения. Проведен разбор практических кейсов изменений в потребительском поведении и изучены способы адаптации маркетплейсов. Предложено три направления развития маркетплейсов и подробно рассмотрено каждое из них с учетом изменений потребительского поведения. На основе анализа изменений потребительского поведения на маркетплейсах сформированы рекомендации по применению подхода Mobile First и определены направления развития маркетплейсов по развитию персонализированных уникальных предложений, по использованию новых технологий и инструментов для улучшения пользовательского опыта на маркетплейсах. Статья вносит определенный вклад в научно-прикладное понимание трансформации поведения потребителей и направлений развития маркетплейсов в условиях неопределенности.
Об авторе
Т. П. ГореловаРоссия
Горелова Тамара Петровна, канд. экон. наук, доцент, кафедра операционного и отраслевого менеджмента
Москва
Список литературы
1. Анисимов А.Ю., Поляков О.В. Эволюция маркетплейсов на российском рынке от новаторства до массовой популярности // Современная конкуренция. 2023. Т. 17. № 3. С. 76–86. DOI: 10.37791/2687-0649-2023-17-3-76-86.
2. Байшихина А.О. Повышение эффективности деятельности промышленного предприятия на основе создания маркетплейса (на примере АО «СПК»): магист. дис. – Екатеринбург, 2023. – 79 с. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/128437/1/m_th_a.o.baishikhina_2023.pdf (дата обращения: 15.12.2023).
3. Горелова Т.П. Мобильная коммерция в условиях цифровой экономики // Проблемы теории и практики управления. 2019. № 12. С. 69–79.
4. Горелова Т.П., Серебровская Т.Б. Поколение N: формирование новых цифровых потребителей // Проблемы теории и практики управления. 2021. № 6. С. 263–280. DOI: 10.46486/0234-4505-2021-6-263-280.
5. Ковалева И.А., Канке А.А. Современные тренды потребительского поведения или почему покупатели выбирают онлайн? // Вестник евразийской науки. 2023. Т. 15. № 3. С. 1–17.
6. Коваль П.К., Полбин А.В. Оценка потребительского поведения домохозяйств в РФ // Вопросы экономики. 2022. № 3. С. 98–117. DOI: 10.32609/0042-8736-2022-3-98-117.
7. Паредес-Леон Ф., Родригес-Сальвадор М., Кастильо-Вальдес П.Ф. Влияние трансфера технологий на развитие предпринимательского потенциала // Форсайт. 2023. Т. 17. № 1. С. 80– 87. DOI: 10.17323/2500-2597.2023.1.80.87.
8. Романцова П.С., Шахватова С.А., Маркова Е.С. Маркетплейсы как главный тренд электронной коммерции // Инновационная экономика и право. 2022. № 4 (23). С. 80–87. DOI: 10.53015/2782263X_2022_4_80.
9. Ружанская Л.С., Кузык М.Г., Симачев Ю.В., Федюнина А.А. Факторы применения сквозных цифровых технологий: вызовы для российских производителей // Вопросы экономики. 2023. № 9. С. 5–28. DOI: 10.32609/0042-8736-2023-9-5-28.
10. Тарасова Е.Е., Матузенко Е.В., Глазунова О.А. Маркетплейсы как онлайн-платформы развития интернет-торговли в России // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2020. № 4 (95). С. 100–112. DOI: 10.21295/2223-5639-2022-4-100-112.
11. Хлебович Д.И., Кордина И.В. Специализированный маркетплейс как перспективный формат электронной коммерции // BENEFICIUM. 2023. № 1 (46). С. 51–59. DOI: 10.34680/ BENEFICIUM.2023.1(46).51-59.
12. Чкалова О.В., Копасовская Н.Г., Большакова И.В. Электронные маркетплейсы как драйвер развития рынка продуктового ретейла // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2022. № 2 (66). С. 38–47. DOI: 10.52452/18115942_2022_2_38.
13. Штода Д.А., Мусатова И.В. Стратегическое управление трансформацией торговых интернетплатформ: проблемы и решения // Современная конкуренция. 2023. Т. 17. № 4. С. 64–79. DOI: 10.37791/2687-0649-2023-17-4-64-79.
14. миллионов подписчиков: как мы ведем страницы AliExpress в социальных сетях. VC.ru. 31.01.2019. URL: https://vc.ru/pichesky/57228-aliexpress-smm (дата обращения: 20.12.2023).
15. Wildberries запустил автоматизированную линию сортировки заказов на одном из крупнейших складов страны // Retail.ru. 13.06.2023. URL: https://www.retail.ru/news/wildberries-zapustilavtomatizirovannuyu-liniyu-sortirovki-zakazov-na-odnom-iz-k-13-iyunya-2023-229601/ (дата обращения: 20.12.2023).
16. Chen H., Hao Y., Yan Y. The introduction strategy of the emerging online marketplace considering risk attitude and channel power // International Journal of General Systems. 2020. Vol. 49. No. 5. P. 470–496. DOI: 10.1080/03081079.2020.1748617.
17. Moon J., Choe Y., Song H. Determinants of Consumers’Online/Offline Shopping Behavioursduring the COVID-19 Pandemic // International Journal of Environmental Research and Public Health (IJERPH). 2021. Vol. 18. No. 4. Article 1593. DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph18041593.
18. Niu B., Li Q., Mu Z., Chen L., Ji P. Platform logistics or self-logistics? Restaurants’ cooperation with online food-delivery platform considering profitability and sustainability // International Journal of Production Economics. 2021. Vol. 234. Article 108064. DOI: 10.1016/j.ijpe.2021.108064.
19. Tauscher K., Laudien S. M. Understanding platform business models: A mixed methods study of marketplaces // European Management Journal. 2018. Vol. 36. No. 3. P. 319–329. DOI: 10.1016/j. emj.2017.06.005.
Рецензия
Для цитирования:
Горелова Т.П. Стратегии маркетплейсов в условиях динамики поведения потребителей. Современная конкуренция. 2024;18(5):124-139. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2024-18-5-124-139
For citation:
Gorelova T.P. Marketplace Strategies in the Context of Consumer Behavior. Journal of Modern Competition. 2024;18(5):124-139. (In Russ.) https://doi.org/10.37791/2687-0657-2024-18-5-124-139