Preview

Современная конкуренция

Расширенный поиск

Роль цифровых продуктов в развитии предпринимательства отечественного ретейла

https://doi.org/10.37791/2687-0657-2024-18-2-89-103

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы внедрения цифровых продуктов в деятельность предприятий розничной торговли. Исследуется роль и влияние цифровых продуктов на развитие электронной коммерции. Актуальность темы исследования обусловлена спадом на рынке розничной торговли, развитием цифровизации экономики и стабильно растущим рынком электронной коммерции в России, что подтверждает необходимость внедрения цифровых продуктов в ретейле. Целью исследования является определение роли цифровых продуктов в развитии российской розничной торговли. Достижение цели детерминировано решением следующих задач: разработать систему классификации цифровых продуктов, подготовить анализ категорий цифровых продуктов в ретейле, представить авторское определение цифрового продукта. В исследовании проанализированы тренды развития отрасли в среднесрочной перспективе. Важным аспектом исследования является анализ цифровых продуктов, необходимых для интеграции в ретейл, основанный на разработанной классификации с учетом отраслевых тенденций. Научная новизна работы заключается в разработке авторского определения цифрового продукта, в системе классификации цифровых продуктов, что способствует пониманию роли цифровых продуктов в современной розничной торговле и представляет теоретическую ценность исследования. Таким образом, полученные результаты детерминируют необходимость проведения дальнейших исследований, направленных на повышение эффективности продуктового управления в действительных рыночных условиях.

Об авторах

К. А. Смирнов
Университет «Синергия»
Россия

Смирнов Кирилл Александрович, аспирант, кафедра организационного менеджмента

Москва



В. И. Хабаров
Университет «Синергия»
Россия

Хабаров Владимир Иванович, докт. экон. наук, профессор, кафедра организационного менеджмента

Москва



Список литературы

1. Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95629/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (дата обращения: 25.01.2024).

2. Гост Р 51773–2001. Розничная торговля. Классификация предприятий (принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 05.07.2001 № 259-ст) [Электронный ресурс] // Электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200025420 (дата обращения: 25.01.2024).

3. Методические рекомендации по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием [Электронный ресурс] // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. URL: https://digital.gov.ru/ru/documents/7342/ (дата обращения: 25.01.2024).

4. Антинескул Е. А. Теоретические основы цифровой трансформации продовольственного ритейла // Мир экономики и управления. 2022. Т. 22. № 3. С. 103–127. DOI: 10.25205/2542-0429-2022-22-3-103-127.

5. Балабанов И. Т. Электронная коммерция: учеб. пособие для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 335 с.

6. Барыбина А. З. Оценка состояния информационной безопасности как процесса // Вестник Академии знаний. 2023. № 6 (59). С. 62–68.

7. Бахарев В. В., Митяшин Г. Ю. Тенденции развития ритейла в России // Экономический вектор. 2020. № 3 (22). С. 54–60. DOI: 10.36807/2411-7269-2020-3-22-54-60.

8. Безбородова Т. М., Дюжева М. Б. Управление предприятиями торговли: учебное пособие. – Омск: Издатель Омский институт (филиал) РГТЭУ, 2011. – 343 с.

9. Борисов А. Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 2003. – 895 с.

10. Воройский Ф. С. Информатика. Новый систематизированный толковый словарь-справочник. – М.: Физматлит, 2016. – 757 с.

11. Горелова Т. П., Серебровская Т. Б. Цифровая трансформация логистического бизнеса // Современная конкуренция. 2022. Т. 16. № 2. С. 101–112. DOI: 10.37791/2687-0657-2022-16-2-101-112.

12. Гурова Т. И. Тенденции развития электронной коммерции в России // Вестник РМАТ. 2022. № 4. С. 22–26.

13. Захаров Д. К., Каштанова Е. В. Цифровизация управления персоналом: российская и зарубежная практика // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2022. Т. 11. № 1. С. 42–46. DOI: 10.12737/2305-7807-2022-11-1-42-46.

14. Зиядинов Д. С., Зиядинов А. С. CRM-системы // Финансовые рынки и банки. 2022. № 11. С. 96– 101.

15. Кент Т., Омар О. Розничная торговля: учебник для студентов высших учебных заведений / пер. с англ. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 707 с. (Зарубежный учебник).

16. Козляева Е. В., Крылова И. Ю. Интернет-продажи: выбор канала сбыта в современных условиях // Экономический вектор. 2022. № 1 (28). С. 143–147. DOI: 10.36807/2411-7269-2022-1-28-143-147.

17. Куренкова В. П. Направления развития розничных предприятий в современных экономических условиях // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020. № 1 (76). С. 105– 114. DOI: 10.37493/2307-907X.2020.1.12.

18. Леви М., Вейтц Б. А. Основы розничной торговли / под общ. ред. Ю. Н. Каптуревского; пер. с англ. С. Жильцова. – СПб.: Питер, 1999. – 446 с. (Теория и практика менеджмента).

19. Леонов А. И. Ассортимент как инструмент антикризисного маркетинга // Вестник Академии знаний. 2022. № 3 (50). С. 202–208.

20. Новотна И. А., Иванчук О. В. BI-системы: анализ понятия и функциональных возможностей // Теория и практика общественного развития. 2023. № 2 (180). С. 90–94. DOI: 10.24158/ tipor.2023.2.12.

21. Основные тенденции трансформации розничной торговли в 2024 году [Электронный ресурс] // Группа компаний «РусХОЛТС». URL: https://retailhoreca.ru/tendencii-roznichnoy-torgovli (дата обращения: 26.01.2024).

22. Подсобляева О. В. Автоматизированная система учета товаров // Форум молодых ученых. 2019. № 7 (35). С. 252–257.

23. Розничная торговля в России [Электронный ресурс] // TAdviser. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%A0%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D1%8F_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 (дата обращения: 25.01.2024).

24. Романова А. Г. Цифровые продукты и услуги: нематериальный актив или операционные затраты? [Электронный ресурс] // Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты. 2021. № 7. URL: http://finotchet.ru/articles/1806/ (дата обращения: 25.01.2024).

25. Сулимова Е. А. Цифровой инструментарий управления предприятиями: CRM, ERP, ECM, BI // Инновации и инвестиции. 2023. С. 158–160.

26. Сухов Р., Исаев Е., Мальцева С. Экосистемы в информационных технологиях: доклад. – М., 2017. – 12 c.

27. Тверской М. Ю. Философия торговли. – В кн.: Retailing для русскоговорящих: управление предприятием розничной торговли. – СПб.: Питер, 2022. – 480 с. (Розничная торговля).

28. Федосенко А. А. Лояльность потребителя: маркетинговый аспект // Век качества. 2022. № 2. С. 100–111.

29. Фомин Д. А. Научно-технический прогресс: инвестиционная составляющая // Terra Economicus. 2022. № 1. С. 52–64. DOI: 10.18522/2073-6606-2022-20-1-52-64.

30. Цифровой товар [Электронный ресурс] // 2can. URL: https://www.2can.ru/help/ru/article/digital-product/ (дата обращения: 25.01.2024).

31. Шелепов А. В. Оценка роли цифровых платформ и экосистем в экономическом развитии // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2023. Т. 18. № 3. С. 142–162. DOI: 10.17323/1996-7845-2023-03-08.

32. Kotler P., Armstrong G. Principles of Marketing. – Pearson, 2010. – 736 р.

33. Rouse M. Module // Techopedia. URL: https://www.techopedia.com/definition/3843/module (дата обращения: 25.01.2024).


Рецензия

Для цитирования:


Смирнов К.А., Хабаров В.И. Роль цифровых продуктов в развитии предпринимательства отечественного ретейла. Современная конкуренция. 2024;18(2):89-103. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2024-18-2-89-103

For citation:


Smirnov K.A., Khabarov V.I. The Role of Digital Products in the Development of the Domestic Retail Entrepreneurship. Journal of Modern Competition. 2024;18(2):89-103. (In Russ.) https://doi.org/10.37791/2687-0657-2024-18-2-89-103

Просмотров: 10


Creative Commons License
Контент доступен на условиях простой (неисключительной) лицензии.


ISSN 1993-7598 (Print)
ISSN 2687-0657 (Online)