8 (495) 987 43 74
Мы в соцсетях -          
Рус   |   Eng

Материалы в свободном доступе

Авторы: Алексеева Е. В., Можжухин Д. П., Позина М. Б., Рубин Ю. Б.     Опубликовано в № 1(81) 30 марта 2021 года
Рубрика: Вопросы обучения предпринимательству

Некоторые вопросы диагностики предпринимательских способностей школьников и их склонности к занятию предпринимательством

В статье дается обоснование модели диагностики склонностей и способностей к занятиям бизнесом, которая построена на основе функциональной теории предпринимательства. Содержание деятельности любого предпринимателя основано на предпринимательском ресурсе, с помощью которого владельцы бизнеса получают конкурентные преимущества. Становясь эффективными участниками бизнес-процессов, они должны обеспечивать и поддерживать результативность и конкурентоспособность своего бизнеса; уметь налаживать бизнес-коммуникации для организации производства и реализации товаров; оказывать услуги и выполнять необходимые работы, обусловленные трудовыми функциями. Однако уникальность деятельности предпринимателя заключается в том, что в данной профессии предпринимательский ресурс сочетается с природной предприимчивостью, которая при равных условиях ведения бизнеса позволит человеку не только быть финансово успешным, но и максимально эффективно использовать свой личностный потенциал. Авторы исходят из гипотезы о природной предприимчивости, которая лежит в основе ведения любого бизнеса. Это значит, что уже на ранних стадиях профессиональной идентификации можно обнаружить у школьников склонности к ведению бизнеса и создать условия для их развития на следующих образовательных уровнях. На основе данной гипотезы разработан диагностический опросник, позволяющий определять интегральное значение предприимчивости, включающее личностные, когнитивные, мотивационные, эмоционально-волевые предпосылки занятия предпринимательством. Опросник построен на основе теории черт личности, детерминирующих бизнес-деятельность. На основе экспертных оценок были выделены профессиональные, общепрофессиональные и универсальные качества личности, имеющие профессиональную значимость для занятия предпринимательством. Авторы методом экспертной оценки выделили параметры, которые относятся к профессионально значимым характеристикам и удовлетворяют функциям бизнеса, отражают личностные качества и склонности людей к занятию предпринимательством, дифференцируют школьников по параметру «предприимчивость» на ранних этапах профориентации, а также позволяют осуществлять диагностику наиболее важных личностных характеристик, определяющих предпринимательскую профессионализацию школьников в процессе обучения предпринимательству.

Ключевые слова

теория предпринимательства, функции предпринимательства, трудовые ресурсы, модель диагностики предпринимательских способностей и склонности к занятию предпринимательством, природная предприимчивость

Автор статьи:

Алексеева Е. В.

Ученая степень:

директор Студии предпринимательства, , МФПУ «Синергия»

Местоположение:

г. Москва

Автор статьи:

Можжухин Д. П.

Ученая степень:

старший преподаватель Московского финансово-промышленного университета «Синергия», исполнительный директор Национальной ассоциации обучения предпринимательству

Местоположение:

г. Москва

Автор статьи:

Позина М. Б.

Ученая степень:

канд. псих. наук, доцент кафедры Психологии, МФПУ «Синергия»

Местоположение:

Москва

Автор статьи:

Рубин Ю. Б.

Ученая степень:

чл.-корр. РАО, докт. экон. наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, президент Московского финансово-промышленного университета «Синергия», президент Национальной ассоциации обучения предпринимательству

Местоположение:

Москва, Россия

Главный редактор