17
2012 / 6 (36)
Конкурентные стратегии и тактики
Введение
Понятие «стратегия» в современной
интерпретации — это комплексные
действия управленческого характе-
ра, которые направлены на усиление пози-
ции организации и удовлетворение потреб-
ностей клиентов, способствующие выпол-
нению миссии организации и достижению
поставленных ею целей.
Следует отметить, что формирование ин-
новационной стратегии должно происходить
с учетом основных базисных процессов как
в самой организации, так и в ее внешней
среде, а также возможности роста иннова-
ционного потенциала организации.
Инновационной стратегии промышленно-
го холдинга нужно ориентироваться на бу-
дущее и учитывать постоянные изменения
внешней среды, широко использовать ин-
новационный потенциал входящих в холдинг
дочерних организаций, характеризоваться
гибкостью и способностью к быстрой адап-
тации к новым рыночным условиям.
Следовательно, достичь желаемого ре-
зультата в холдинге невозможно без форми-
рования инновационной стратегии, которая
была бы способна наиболее эффективно
взаимоувязать все инновационные процес-
сы организации.
Классификация инновационных
стратегий
Единой модели инновационной страте-
гии, как и единого стратегического управ-
ления для всех предприятий, не сущест-
вует по одной простой причине — каждая
компания по своим характеристикам уни-
кальна. Отсюда следует, что содержание
стратегического управления инновацион-
ным процессом также уникально, и для ка-
ждой компании существует своя специфи-
ческая форма. Тип инновационной страте-
гии зависит от внешних и внутренних фак-
торов.
Стратегия рыночного лидера подразуме-
вает внедрение базисных (радикальных) ин-
новаций, включающих создание принципи-
ально новых видов продукции, технологий,
методов организации и управления. Стра-
тегии последователя придерживаются ор-
ганизации, внедряющие улучшающие инно-
вации.
Дмитриева С. И., канд. экон. наук, доцент кафедры экономики
и менеджмента Академии Труда и социальных отношений, г. Москва,
almo1212@yandex.ru
АЛГОРИТМРАЗРАБОТКИИННОВАЦИОННОЙСТРАТЕГИИПРОМЫШЛЕННОГОХОЛДИНГАВ статье рассмотрена классификация инновационных стратегий в зависимости от модели
поведения предприятий в рыночных условиях и в зависимости от инновационных целей.
Обоснованы факторы, позволяющие определить, будет компания «генерировать идеи»
или слепо «имитировать». В результате анализа инновационных стратегий предложен
алгоритм разработки инновационной стратегии промышленного холдинга.
Ключевыеслова инновационнаястратегия инновационноеразвитие имитация инновация промышленныйхолдинг
18
СовременнаяконкуренцияКонкурентныестратегииитактикиБ Сантоприводитследующуюкласси
фикациюстратегий1:
••похарактеру«плановиков»и«реали заторов» институциональные(науровнепредприятия ицентральные(нагосударст венномуровне; ••попредметномусодержаниюнауров непредприятийразличаютстратегиивоб ластиисследованийиразработок про дуктовойструктуры рынка финансов ор ганизацииит п, являющиесясоставны мичастямидолгосрочнойинновационнойстратегии ••по«менеджерскомуповедению» тра диционная оппортунистская имитацион ная оборонительная зависимая наступа тельная Понимаяподинновационнойстратеги ейтуилиинуюмодельповедениякомпаниивновыхрыночныхусловиях можновыде литьдвегруппыстратегий активныеипас сивные(рис 1). НашимсоотечественникомЛ Г Рамен скимбылапредложенатеориятиповконку рентныхстратегий независимопереоткрытаяивыведеннаянакачественноновыйуровеньчерез40 летбританскимэкологомД Грай
1 СантоБ Инновациякаксредствоэкономическогоразвития пер свенг М: Прогресс 1990. С 296–02.
мом2. ТипстратегиипоРаменскому–Граймуотражаетспособностьобъектапротивостоятьконкуренцииизахватыватьтотилиинойобъ
емгиперпространстваэкологическихниш
переживатьстрессы восстанавливатьсяпо
сленарушений Главнымидетерминантамидляопределениястратегииявляютсяконку
ренция стрессинарушение(disturbance).
Согласноэтомуподходустратегическоеповедениеподразделяетсяначетыревида виолентная(силовая стратегия патиентная(нишевая стратегия коммутантная(соеди няющая стратегия эксплерентная(пионер ская стратегия Естественныйростфирмывходециклажизничастосопряженспоследовательнойсменойстратегий СвоеразвитиеданныйподходполучилвработахшвейцарскогоэкспертаХ Фризевинкеля которыйпред ложилобозначениятиповинновационныхфирм ассоциируемыесживотныммиром(«лисы» «слоны»«львы» «мыши»ит д)3. Восноведругогоподходакклассификацииинновационныхстратегийлежитопределение2 Grime J. P. Vegetation classification by reference to
strategies // Nature. 1974. V. 250. July 5. P. 26–1.
3 Подробнеесм: ПанкрухинА П, СоловьевВ А
Лицомкрынку проблемыивозможностипрактическо
гомаркетинга учеб пособие М, 1991.