8 (495) 987 43 74
Мы в соцсетях -          
Рус   |   Eng

Архив номеров

№2(20) Март-апрель 2010 года

Содержание номера:

Вопросы теории

Автор: А. Коган

В настоящей статье на основе глубокого анализа фундаментальных экономических категорий «невидимой руки» рынка и конкуренции автор заостряет проблемы сочлененное™ микро- и макроэкономики, несовпадения экономических интересов конкурирующих индивидов и общества в целом.
Аргументируя разграничение «невидимой руки» рынка как макрорегулятора экономики и конкуренции как регулятора экономических отношений на микроуровне, автор обосновывает трактовку «невидимой руки» рынка как независимой от конкуренции информационной структуры, насыщающей макроинформацией конкурентный механизм.
Ключевые слова: «невидимая рука» рынка, конкуренция высокоразвитого рынка, макро- и микро- уровни экономики, эмерджентность системы.

Отраслевая конкуренция

Представленный материал содержит актуальные данные о состоянии конгрессной деятельности в Москве, раскрывает основные факторы, способствующие и препятствующие развитию конгрессной отрасли в России, анализирует конкурентоспособность отечественных профессиональных организаторов конгрессов на международном рынке MICE-индустрии.
Ключевые слова: рынок конгрессной деятельности, MICE-индустрия, выставочно-конгрессный бизнес, инфраструктура конгрессных мероприятий, профессиональные организаторы конгрессов.

Успешное развитие страхования в странах с развитой рыночной экономикой в значительной мере предопределено многообразием субъектов конкурентных отношений, действующих на страховых рынках этих стран. Конкуренция существует не только между акционерными страховщиками, но и между акционерными и взаимными компаниями, а также страховыми организациями, действующими в публично-правовой и частно-правовой сферах. В статье рассмотрены взаимные страховые организации и их роль на страховом рынке.
Ключевые слова: конкуренция, взаимное страхование, акционерное страхование, частно-правовое страхование, публично-правовое страхование.

Учебно-методические материалы

Автор: Г. Юсупова

Представленный материал — комплекс заданий (практикум), предназначенный для закрепления знаний студентов по теме «Теории фирм и теории рынков: дискуссии и историческое развитие», вводной для курса «Теория отраслевых рынков»2. Данный курс читается в ГУ ВШЭ по направлению «Экономика» для подготовки бакалавра и является неотъемлемой частью профессионального цикла образовательной программы экономиста. Задания составлены с учетом того, что студенты владеют базовыми положениями микроэкономики, теории игр вводного уровня, истории экономических учений.
Ключевые слова: выбор границы фирмы, модели стратегического взаимодействия, показатели концентрации производства и капитала, производительность и эффективность фирмы, корпоративное управление в России.

На книжную полку

В последние годы конкурентная среда существенно изменилась во всем мире, все большую популярность приобретает термин «гиперконкуренция». Для субъектов экономики становится жизненно важным непрерывное обновление информации о своих настоящих и потенциальных конкурентах, их действиях и активности. Многие компании вынуждены проводить конкурентный анализ.
Авторы рецензируемой книги вводят понятие стратегического конкурентного анализа и делают попытку рассмотреть его «как эффективный инструмент разработки и реализации конкурентоспособной стратегии России». Книга состоит из 7 глав, для удобства рецензирования условно объединим их в 4 блока.

Конкурентные стратегии и тактики

Автор: А. Юданов

В данной статье рассматривается феномен фирм-«газелей» (компаний, демонстрирующих быстрый и постоянный рост в течение продолжительного периода времени). Автор раскрывает особенности их развития и причины отклонений от общих тенденций, сложившихся в аналогичных компаниях в развитых экономиках.
В статье содержатся конкретные примеры, которые по результатам анкетирования предпринимателей выявляют причины экспоненциального роста фирм-«газелей».
Ключевые слова: свободные рыночные ниши, динамика развития фирм, предпринимательский потенциал, скрытые возможности динамичного развития, экспоненциальный рост.

История успеха

Как у Вас родилась идея новой рыночной ниши, в которой Ваша компания успешно развивается?
Наша специализация на тайм-менеджменте как четкая нишевая стратегия, сформулированная и строго соблюдаемая, родилась не сразу. Сначала был личный интерес к тайм-менеджменту.

Отраслевая конкуренция (рынок образовательных услуг)

В продолжении статьи описаны расхождения в подходах к межвузовской конкуренции антимонопольных органов России и экспертного образовательного сообщества. Обозначая смену парадигмы исследования конкурентных отношений в образовательной сфере, автор выявляет антиконкурентный характер норм и институтов, действующих в образовательной отрасли, и рассматривает основные проявления институциональной дискриминации вузов.
Ключевые слова: конкуренция на рынке образовательных услуг, образовательное законодательство, институциональная образовательная среда, статусная дискриминация вузов, монополистическая деятельность УМО.

Автор: И. Ахтариев

образовательных услуг, институциональная среда, образовательный аудит, рынок общественной образовательной аккредитации.
В данной статье автор описывает взаимосвязь качества образовательных услуг и конкурентоспособности вуза. Рассматриваются разные логики функционирования вузов в рыночном и бюджетном секторах образовательной сферы, в применении к ним раскрывается неоднозначность категории «конкурентоспособность вуза». Исследуя отношения общественной образовательной аккредитации как рыночные, автор описывает стратегии позиционирования аккредитационных организаций и отмечает необходимость использования принципиально новых инструментов обеспечения качества образовательных услуг.
Ключевые слова: конкурентоспособность вузов, направления конкуренции, качество

Конкурентная разведка

Автор: Е. Ющук

В настоящей статье автором предложено определение понятия «конкурентная разведка», раскрыта история возникновения данного вида деятельности в России, рассмотрена специфика контрразведывательной деятельности службы безопасности компании и проанализированы кадровые особенности организации службы конкурентной разведки в компании.
Ключевые слова: конкурентная разведка, служба безопасности компании, информационное обеспечение принятия решения, сотрудники государственных силовых структур.

Главный редактор