8 (495) 987 43 74
Мы в соцсетях -          
Рус   |   Eng

Архив номеров

№1(19) Январь-февраль 2010 года

Содержание номера:

Вопросы теории

В статье определены основные составляющие конкурентной политики — защитная и активная конкурентная политика, а также адвокатирование конкуренции. В составе защитной конкурентной политики объяснено содержание таких составляющих, как «жесткое ядро антитраста» и пресечение недобросовестной конкуренции. В составе активной конкурентной политики рассмотрены такие направления, как развитие конкуренции в отраслях с естественно-монопольным компонентом, определение правил конкуренции на рынках, где покупателем является государство, снижение избыточных барьеров входа (выхода). Представлены варианты соотношения и взаимосвязи между инструментами защитной и активной конкурентной политики с учетом различий между «жесткой» и «мягкой силой».
Ключевые слова: конкуренция, конкурентная политика, антимонопольное законодательство.

Автор: Д. Богданов

Автором предпринята попытка проследить изменение взглядов на природу и движущие силы конкуренции как закономерного процесса, сопутствующего развитию экономических систем. Основной акцент в статье сделан на противоборстве статических и динамических теорий конкуренции.
Ключевые слова: конкуренция, монополия, теоретические модели конкуренции, конкурентоспособность.

Правила конкуренции

Автор: О. Смирнова

В данной статье рассматриваются экономические условия возникновения случаев злоупотребления доминирующим положением различных хозяйствующих субъектов на аэропортовой территории. На примере случая установления монопольно высоких цен на услуги парковки на территории, прилегающей к аэропорту, исследована деятельность ФАС России по регулированию экономических отношений в аэропортовой инфраструктуре.
Ключевые слова: аэропортовая инфраструктура, монопольно высокие цены, антимонопольное законодательство, естественные монополии.

Автор: О. Городов

В статье представлена развернутая характеристика и рассмотрены признаки прямой дискредитации конкурента, являющейся одним из типов актов недобросовестной конкуренции, запрещенной Федеральным законом «О защите конкуренции».
На основе юридического анализа правовых норм федерального законодательства РФ, судебных решений и специализированной научной литературы автор раскрывает специфику распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации. Автор обобщает опыт юридической регламентации конкурентных отношений и предлагает свои решения отдельных проблем квалификации действий хозяйствующих субъектов как актов прямой дискредитации конкурента.
Ключевые слова: недобросовестная конкуренция, прямая дискредитация, распространение ложных, неточных или искаженных сведений, деловая репутация юридических лиц.

Отраслевая конкуренция

Автор: М. Чекулаев

Принято считать, что главным в повышении конкурентоспособности агрофирмы является использование передовых технологий. Однако это слишком узкий взгляд на проблему конкурентности в сфере сельхозпроиз-водетва, которая обусловлена большим количеством деталей и нюансов. Их понимание позволяет расширить представление о ключевых точках приложения усилий менеджмента, направленных на обеспечение роста конкурентоспособности. Именно с этой позиции рассматриваются в данной статье вопросы конкурентности агропредприятия.
Ключевые слова: конкурентоспособность агрофирмы, климатические риски, система управления агрофирмой, современные агротехнологии, рынок сельхозпродукции, вертикально интегрированные агрохолдинги.

В статье аргументируется позиция, согласно которой конкурентные отношения на рынках высшего образования нельзя назвать цивилизованными, упорядоченными и защищенными от монополизации и доминирования. Национальное образовательное законодательство и комплекс подзаконных нормативных актов в образовательной сфере, призванных регулировать и стимулировать образовательные отношения, используются как средство недобросовестной конкуренции, способствуют монополизации рынков профессионального образования, так как законодатель и органы управления образованием не осознают необходимость антимонопольного мониторинга и регулирования данной отрасли.
Ключевые слова: конкуренция на рынке образовательных услуг, образовательное законодательство, монополизация рынков, искусственные конкурентные преимущества.

Учебно-методические материалы

Журнал продолжает публикацию учебника доктора экономических наук Раиса Ахметовича Фатхутдинова «Управление конкурентоспособностью организации».
В пятой теме рассмотрены методические основы управления конкурентными преимуществами объектов, исследованы особенности формирования портфелей новшеств и инноваций, представлена классификация ценностей.
Шестая тема посвящена проблемам применения методов прогнозирования управленческих решений, методов экономического обоснования мероприятий.

На книжную полку

Монополия «существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей», т.е. действует в условиях отсутствия значимых конкурентов. Аналогичные определения даются студентам в курсах по экономике. Автор бизнес-книги «Абсолютное оружие. Как убить конкуренцию: захват и удержание рынка» М. Леле убежден, что монополия — это нечто другое. Его монополия не дает компании всеобъемлющую власть, не ведет к снижению эффективности компании и потерям общества, не убивает конкуренцию в отрасли и не нарушает антимонопольное законодательство, она обладает другой природой монопольной власти и является атрибутом «новой конкуренции».

Конкурентоспособность бизнеса

Авторами определены цели оценки конкурентоспособности для различных объектов и субъектов экономических отношений, проанализированы и систематизированы по объектам исследования различные показатели конкурентоспособности, определены такие базисные категории системно-воспроизводственного подхода, как интенсификация, эффективность, конкурентоспособность. Выработаны требования к показателям и методике оценки конкурентоспособности предприятия; на основании системно-воспроизводственного подхода разработана система выбора показателей эффективности и конкурентоспособности предприятия, включающая производственную, финансовую, рыночную и социально-экологическую эффективность.
Ключевые слова: конкурентоспособность товара (продукции), предприятия, отрасли, региона, эффективность, целевой подход, системно-воспроизводственный подход, объекты и субъекты оценки конкурентоспособности, потребитель, производитель, инвестор, государство, рентабельность, востребованность продукции.

Автор: М. Леднев

Стремительный рост российского рынка факторинга в последние годы привел к усилению конкуренции между его участниками. В данной статье рассматривается специфика формирования конкурентных преимуществ факторинговых компаний, составляющих основу их конкурентоспособности. Кроме того, описываются процесс формирования конкурентоспособности факторинговой компании на стадиях разработки, продаж и продвижения факторинговых продуктов и методы управления ее конкурентоспособностью.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, управление конкурентоспособностью, оценка конкурентоспособности, факторинговая компания

Главный редактор