8 (495) 987 43 74 доб. 3304 Прием заявок на рассмотрение статей E-mail: evlasova@synergy.ru

Мы в соцсетях -          
Рус   |   Eng

Архив номеров

№5(17) Сентябрь-октябрь 2009 года

Содержание номера:

ФАС: антимонопольное регулирование

Автор: С. Максимов

Федеральнымзакономот 29 июля 2009 г. № 216-ФЗвст. 178 УголовногокодексаРФ «Недопущение, ограничениеилиустранениеконкуренции»внесенрядпоправок, отражающихсущественныепеременывотношениигосударствакролиуголовногозакона какинструментазащитыинтересовчестнойконкуренциивнашейстране. Поправки, внесенныев«антимонопольную»статьюуголовногозакона, вступиливсилу 30 октября 2009 г. Принятиюзаконапредшествовалдлительный—можносказать, изнурительный—процессразработкизаконопроекта, стартовавшийвапреле 2006 г. Первоначальныйвариант, подготовленныйспециалистамиИнститутагосударстваиправаРАН, затем дорабатывалсяисогласовывалсясучастиемпредставителейвсехзаинтересованных сторон: администрациипрезидентаРФ, МинюстаРФ, МинэкономразвитияРФ, МВДРФ, ФАС. Несмотрянаточтопринятыйзаконодателемвариантновойредакциист. 178 УК РФзаметноотличаетсяотконкурснойразработкиИГПРАН, ключевыеновеллыостались практическинетронутыми.

Ключевыеслова: законоконкуренции, ограничениемонополистическойдеятельности, нарушенияантимонопольного законодательства, уголовнаяответственностьдолжностныхлицоргановвласти, управленияилихозяйствующихсубъектов, формымонополистическихдействийиограниченияконкуренции.

 

 

Автор: А. Сушкевич

Необходимость принятия так называемого второго антимонопольного пакета — комплекса мер и поправок в законодательство — продиктована современной российской действительностью, которую отличают злоупотребление рыночной властью со стороны государственных органов управления, грубейшие антиконкурентные действия со стороны участников рынка. За это нарушители должны нести уголовную ответственность. Одна из основных инициатив второго антимонопольного пакета — новая редакция ст. 178 Уголовного кодекса РФ, предусматривающая уголовную ответственность за наиболее тяжкие нарушения антимонопольного законодательства. Поправки, составляющие второй антимонопольный пакет, призваны сделать правовой инструментарий борьбы с антиконкурентной деятельностью более современным, адекватным существующей экономической действительности и способствовать поддержанию благоприятной конкурентной среды в стране.
По просьбе редакции журнала о новациях в антимонопольном регулировании рассказал начальник Аналитического управления Федеральной антимонопольной службы Алексей Геннадьевич Сушкевич.

Отраслевая конкуренция

Глобализация экономики не только ставит российские предприятия перед неизбежнос тью того, что им придется действовать в ус ловиях жесткой конкурентной среды как на внутреннем, так и на внешних рынках, но и откры вает перед самыми эффективными из них широкие перспективы.
Ключевые слова: конкурентная среда, интернационализация бизнеса, конкурентные преимущества отечественного бизнеса, конкурентоспособность, конкурентоспособные стратегии, конкурентные позиции на внешнем рынке.

Автор: О. Смирнова

В статье рассматривается проблема развития конкурентных отношений на рынках электроэнергии, образованных в результате введения в действие Закона «Об электроэнергетике», согласно которому запрещается совмещать деятельность по передаче и купле-продаже электроэнергии. Автор рассматривает виды нарушений антимонопольного законодательства на розничном и оптовом рынках электроэнергии и делает выводы о дальнейшем развитии конкурентной среды на этих рынках.
Ключевые слова: рынок электроэнергии, конкурентная среда на рынке электроэнергии, государственное регулирование, энергосбытовые компании, нарушения конкуренции на рынке электроэнергии.

Учебно-методические материалы

Журнал продолжает публикацию учебника доктора экономических наук Раиса Ахметовича Фатхутдинова «Управление конкурентоспособностью организации». Третья тема посвящена вопросам использования экономических законов в повышении конкурентоспособности объектов. Особый интерес представляет анализ автором научных подходов к управлению объектами в конкурентоспособной экономике, являющихся необходимой основой для разработки и принятия управленческих решений в бизнесе, в процессе управления коммерческими структурами.
Отличительной особенностью представленного в данной теме теоретического материала является его практикоориентированность и соответственно предназначенность тем, кто стремится к лидерству в конкурентной борьбе.
Ключевые слова: конкурентоспособность объектов, конкурентное преимущество субъекта (объекта), экономические законы как инструменты конкурентоспособной экономики.

 

Конкурентоспособность малого бизнеса

Развитие малого бизнеса
Ситуация в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации характеризуется системными проблемами, которые оказывают негативное влияние как на увеличение числа малых предприятий, так и на их отраслевую структуру. Торговля превалирует над производством с высокой добавленной стоимостью: более 60 % общего числа малых предприятий концентрируется в оптовой и розничной торговле.
Исправить данную ситуацию может только комплексный подход, который позволит снизить высокие издержки российского малого и среднего бизнеса. Принципом нашего законодательства должно стать упрощение ведения предпринимательской деятельности, в первую очередь промыш-ленно-производственной и инновационной сферы.

Известно, что конкурентоспособность предприятий во многом определяется эффективностью их маркетинговой стратегии, умением выбрать перспективную рыночную нишу и выйти на новые рынки сбыта. Известно также, что малые предприятия, как правило, не могут себе позволить серьезные расходы на маркетинговые исследования или рекламную кампанию. Финансовый кризис усугубил сложности по решению представителями малого бизнеса проблем сбыта и продвижения своей продукции.
Каким же образом в сегодняшней ситуации можно с наименьшими затратами проникнуть на новые региональные рынки? Как оценить перспективы продвижения своего товара в другом регионе? Какую помощь в решении этих задач готовы оказать местные власти? И за счет чего малые предприниматели могут добиться конкурентных преимуществ? Об этом в интервью нашему журналу рассказала президент Ассоциации межрегиональных маркетинговых центров (ММЦ) Елена Львовна Емельянова.

Развитие предпринимательства для экономики страны является важнейшей задачей. Однако малые предприятия крайне уязвимы, им сложно конкурировать с крупными компаниями. В сложившихся    - экономических условиях небольшие предприятия остро нуждаются в поддержке государства. Это хорошо понимают московские власти, уделяющие данному сектору городской экономики большое внимание. Какие практические меры принимаются в столице для того, чтобы помочь развитию малого бизнеса? В каких нишах городского хозяйства малые и даже микропредприятия могут успешно работать, не опасаясь неравной конкуренции со стороны более крупного бизнеса? Об этом нашему журналу рассказал министр московского правительства, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Михаил Вышегородцев.
Ключевые слова: малые предприятия, финансовые субсидии малому бизнесу, конкурентоспособность малого бизнеса, инновационные проекты, антикризисные меры поддержки малого и среднего бизнеса.

Исследование проводилось в следующей форме. Изучалось состояние фирм в отдельной отрасли в конкретном регионе. Для этого были выбраны четыре отрасли, в которых распро странены малые формы ведения бизнеса: пищевая промышленность, деревообрабатывающая промыш ленность, автомобильная промышленность и химиче ская промышленность. Кроме того, из инновацион ных отраслей сферы услуг была выбрана одна из самых актуальных — информационные технологии.
Ключевые слова: малый бизнес, средний бизнес, бизнес-климат, конкурентоспособность компаний, бизнес-инкубаторы, промышленные парки.

Теория конкуренции

В данной статье автор анализирует появление «естественных» монополий в США и приходит к выводу: теория естественной монополии — это экономическая фикция. Ее история сводится к тому, что в конце XIX и начале XX в. в инфраструктурных отраслях имела место ожесточенная конкуренция, что, разумеется, не нравилось самим производителям. Сначала они добились от правительства предоставления им монопольного статуса, а затем при поддержке ряда видных экономистов задним числом было сконструировано обо снование этой монополизации.
Заканчивается статья утверждением о том, что в американской экономике XXI в. для нее места нет.
Есть ли место монополии в российской экономике XXI в.?

Главный редактор