8 (495) 987 43 74
Мы в соцсетях -          
Рус   |   Eng

Архив номеров

№2(8) Март-апрель 2008 года

Содержание номера:

Вопросы теории

Автор: В. Тикин

Многочисленные попытки дать определение недобросовестной конкуренции не достигли поставленной цели. По мнению автора статьи, конкуренция в рыночной экономике недобросовестна по своей сути.

Теоретический анализ свойств системной экономической функции рационального выбора, проведенный одним из авторов данной статьи, показал, что наилучшие (оптимальные) равновесные состояния рыночной экономики никак не связываются с максимальными их натурально-вещественными объемами. Более того, как правило, реализация в экономике всех частных производственных функций и всех частных функций полезности на их максимуме порождает ситуацию, которая далека от народнохозяйственного оптимума рыночной системы в целом. Если опираться на такие теоретические посылки, то оказывается, что совершенная конкуренция имеет серьезные внутренние системные ограничения (пределы).

Конкурентоспособная Россия

Автор: Ю. Маленков

В современной России впервые за последние десятилетия достигнута относительная экономическая, финансовая и социальная стабильность. Однако экономическое положение России, несмотря на экономический рост, в последние годы продолжает оставаться сложным и проблемным в связи с воздействием на его развитие ряда внешних и внутренних деструктивных факторов. По мнению автора статьи, стратегические ошибки в России не являются случайными, более того, их возникновение и повторение являются проявлением закономерности. Данная закономерность мало связана с социально-экономическим строем, а в первую очередь зависит от типа мышления, исторических традиций и пронизывающей все общество бюрократии.

Спорт как конкурентная среда

По просьбе редакции журнала о проблемах обеспечения конкурентоспособности российского спорта, об эффективном партнерстве спорта и бизнеса, о формируемой в России системе подготовки спортивных менеджеров, требованиях к их профессиональным компетенциям рассказал лучший, по версии Евролиги, менеджер Европы, кандидат педагогических наук, член Совета Евролиги, член коллегии Росспорта, вице-президент Российской федерации баскетбола, начальник ЦСКА Кущенко Сергей Валентинович.

Сегодня штатные сотрудники спортивных организаций и волонтеры занимаются вопросами перевозки людей и транспортировки багажа, аренды, расселения, обслуживания, подготовкой спортивных сооружений, контактами с прессой, спонсорами и властями, продажей билетов, рекламой и множеством других дел, перечислить которые практически невозможно. Потребность в квалифицированных спортивных менеджерах велика как никогда. При этом готовить спортивных менеджеров в России стали сравнительно недавно. Об их профессиональных компетенциях, о российской и зарубежной практике подготовки спортивных менеджеров, о прямом влиянии на конкурентоспособность российского спорта качества подготовки спортивных менеджеров — в статье генерального директора компании «СпортМенеджмент» Колесниковой Ирины Артуровны.

Спрос на фитнес-услуги в России, как утверждают эксперты, в последние пять-шесть лет существенно увеличился. Изменилась культура потребления, стало модно вести здоровый образ жизни, хорошо выглядеть. Вместе с тем интерес значительного числа предпринимателей к рынку фитнес-услуг пока сдерживают два главных фактора. Первый — недостаток подходящих помещений и высокая, по мнению бизнесменов, арендная плата. Вторая проблема рынка фитнеса — отсутствие системной поддержки индустрии спорта и здоровья со стороны государства, хотя целесообразность того, чтобы сделать фитнес более доступным и массовым, очевидна.

Автор: С. Алтухов

Профессиональный спорт сегодня — это платная спортивная услуга, предусматривающая экономическую эффективность для субъектов и высокую информационно-развлекательную ценность спортивно-зрелищных мероприятий для зрителей. Рыночные отношения предопределяют и новые формы конкурентной борьбы за зрителя

Факторы конкурентоспособности предприятия

Несмотря на то что понятие «технически сложный товар» существует давно, проблема, связанная с определением и оценкой технического и информационного сопровождения такого товара, особенно остро возникла сравнительно недавно. Совокупность услуг, связанных со сбытом и эксплуатацией продукции, становится основным фактором конкурентоспособности фирм, что особенно заметно в отношении многочисленных видов высокотехнологичного оборудования. В последние годы преодолевается исторически сложившееся представление о секторе услуг как о второстепенном, подчиненном, полностью зависящем от промышленности.

Автор: С. Агаев

В условиях стабилизации экономики на увеличение эффективности деятельности предприятия серьезное влияние оказывает деятельность его партнеров. Предприятия, участвующие в цепочке создания продуктов или услуг, заинтересованы в использовании партнерами новейших технологий, практик ведения управленческой деятельности, построения эффективных организационных структур и т. д., поскольку увеличение эффективности деятельности одного из партнеров благотворно отразится на повышении конкурентоспособности других. В этой связи управление организационным знанием внутри отдельно взятого предприятия не позволяет в полной мере реализовать накопленный интеллектуальный потенциал. Становится целесообразным создание сообществ, партнерств для обмена знаниями, а также банков знаний для совместного создания и использования интеллектуальных ресурсов.

Рынок труда и конкурентоспособность

Автор: О. Ильина

Оценка персонала, как известно, — процесс определения эффективности деятельности сотрудников в ходе реализации поставленных организацией задач, позволяющий получить информацию для принятия дальнейших управленческих решений. Именно поэтому так важны точность и объективность использования методики для оценки эффективности работы персонала. Однако, по мнению автора статьи, общепринятая и научно обоснованная методика, позволяющая оценить эффективность работы персонала, в настоящее время отсутствует.

В условиях рыночной экономики вопросы формирования, сохранения и повышения конкурентоспособности работников на рынке труда актуальны на различных уровнях управления. Для работника высокая конкурентоспособность является условием успешного трудоустройства и определенной социальной защищенности. Для организации наличие конкурентоспособного персонала — это необходимое условие достижения стратегиче ских целей, поддержания высокой конкурентоспособности организации в целом. На макроуровне конкурентоспособность работников взаимосвязана с конкурентоспособностью национальной экономики и свидетельствует о степени достаточности ресурсов, направляемых на соответствующие цели, и их эффективном использовании.

Предметной областью статьи выступает сегмент отечественного рынка труда, обслуживающий потребности малого предпринимательства. Объектами рассмотрения автором выступают: макроэкономические функции, выполняемые субъектами малого предпринимательства на рынке труда; особенности функционирования данного сегмента рынка, включая механизмы его централизованного и децентрализованного регулирования; история становления и развития этого сегмента рынка труда в современной России. Статья предназначена для ученых и специалистов в области организации трудовых отношений в условиях транзитивной экономики, а также предпринимателей, профессионально интересующихся проблемой повышения эффективности кадровой работы на своих предприятиях.

Консультации специалиста

Автор: А. Королева

Дебиторская задолженность, как известно, относится к высоколиквидным активам предприятий. Вместе с тем большой объем просроченной и безнадежной дебиторской задолженности существенно повышает издержки предприятия, приводит к уменьшению фактической выручки, рентабельности и ликвидности оборотных средств, снижению в конечном итоге его финансовой устойчивости. До недавнего времени, пожалуй, единственным и наиболее эффективным способом управления дебиторской задолженностью считалось ее сведение к «О», в том числе и за счет 100 % предоплаты. В условиях обостряющейся конкуренции, использование этого способа обусловливает серьезное уменьшение объема продаж и существенное снижение рыночной доли предприятия. Статья посвящена одному из практических аспектов управления дебиторской задолженностью — ее системе бюджетирования и анализу влияния дебиторской задолженности на финансовые результаты деятельности предприятия.

Главный редактор