8 (495) 987 43 74
Мы в соцсетях -          
Рус   |   Eng

Архив номеров

№1(7) Январь-февраль 2008 года

Содержание номера:

Стратегия и тактика

Несмотря на различие моделей реализации, конкурентную и налоговую политику объединяет общая цель — обеспечение эффективного функционирования механизма рыночной экономики, улучшение предпринимательского и инвестиционного климата. На сегодняшний день взаимовлияние и взаимосвязь конкурентной и налоговой политики в правовой сфере усиливается, что объясняется объективными процессами в экономике и тенденциями развития законодательства зарубежных стран. В связи с этим, по мнению автора статьи, подготовку мероприятий в области конкурентной и налоговой политики необходимо координировать на уровне Правительства Российской Федерации и осуществлять совместными усилиями Федеральной антимонопольной службы и Федеральной налоговой службы. Деятельность данных органов исполнительной власти в рамках своих полномочий должна быть направлена на создание благоприятной среды для развития добросовестной конкуренции, предполагающей реализацию не фискальной, а регулирующей функции налогообложения.


Анализ товарного рынка, включающий оценку конкурентной среды за некий временной интервал, не является самоцелью и предполагает осуществление определенных управленческих действий административного или экономического характера. Следствием таких действий должно явиться либо сохранение стабильности, либо направленное изменение конкурентной среды на этом рынке. Это значит, что анализ товарного рынка должен быть выполнен, по меньшей мере, двукратно: на момент принятия решения об осуществлении управленческого действия и на момент, к которому предполагается достижение запланированного результата. Экономист-аналитик при этом должен иметь возможность удобной обработки информации при исключении повторения уже выполненных аналитических процедур. Автоматизированная система анализа товарных рынков (АСАТР) 1 была задумана одним из авторов данной статьи как прикладная программа для управления данными о производстве и продажах хозяйствующими субъектами (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) различных товаров на различных территориях и в этой связи может представлять интерес для аналитиков и специалистов по маркетингу.

Вопросы теории

Автор: Ю. Соколов

Взаимовлияние глобализации мирового хозяйства и конкурентоспособности национальных экономик увеличивается. Межстрановая миграция финансового, производственного, товарного, инновационного, интеллектуального капитала усиливает конкуренцию на национальных и мировых рынках, способствует изменению структуры производства. Усиливается взаимозависимость развития национальных экономик, включая возможность расширенного воспроизводства основного капитала на современном уровне. Плюсы и минусы влияния глобализации, конкуренции на экономики развитых и развивающихся стран не совпадают. Противоречия между последствиями глобализации мирового хозяйства и сохраняющимися стремлениями экономических субъектов к самодостаточности не стираются. Российская экономика перманентно увеличивает импорт оборудования для базовых отраслей воспроизводства основного капитала и потому увеличивает свою зависимость от конкурентов. Перспективы инновационного роста просматриваются слабо.

В России 1990-х гг., как известно, отсутствовали многие условия, необходимые для того, чтобы механизм конкуренции работал на формирование эффективной экономики. Естественно, что применение разнообразных рыночных инструментов, характерных для стран с развитой рыночной экономикой, в стране с переходной экономикой наталкивается на существенные ограничения. Тем не менее за короткое для истории время в России сформировалось пространство конкурентного права, регламентирующее и регулирующее развитие конкуренции; апробированы на практике многие рыночные инструменты и механизмы; понятия конкуренция и конкурентоспособность прочно закрепились в деловом обороте; налицо успехи в экономическом развитии. Однако есть понимание и того, что надежные предпосылки, обеспечивающие безусловную конкурентоспособность национальной экономики, еще не созданы; наличие глубочайших экономических деформаций прошлого является существенным тормозом в развитии конкуренции и конкурентной среды

Конкурентоспособная Россия

Автор: И. Острецов

Долгое время одним из бесспорных конкурентных преимуществ России в мире считалась ее ресурсообеспеченность и, прежде всего, — энергетическая. Сегодня очевидно, что в ХХI веке энергетические проблемы человечества не могут быть решены без использования атомной энергии. В этой связи весьма остро стоит вопрос: насколько действительно конкурентоспособность России прямо зависит от уровня развития атомной энергетики? На эту тему на страницах журнала рассуждает заместитель генерального директора по науке Всероссийского научно-исследовательского и проектно-конструкторского института атомного энергетического машиностроения Игорь Николаевич Острецов.

Автор: А. Белова

Высокая экономическая эффективность России последних десяти лет, динамичный экономический рост, финансовые прибыли и реформы в некоторых областях деловой среды не снимают остроты проблем, требующих решения: недостаточно высокого уровня производительности труда, который едва достигает уровня экономически более слабых стран Центральной Европы, увеличения разрыва в уровне благосостояния различных слоев населения, который по-прежнему остается значительным, снижения ожидаемой продолжительности жизни и т. д.. Поэтому неудивительно, что различные наблюдатели приходят к совершенно противоположным выводам относительно перспектив развития и повышения конкурентоспособности российской экономики. По просьбе редакции журнала на вопросы о том, что усиливает и что ослабляет конкурентоспособность российской экономики, отвечает заместитель генерального директора — Директор по стратегии и корпоративному развитию ОАО «Сибирская Угольная Энергетическая Компания», Президент общественной некоммерческой организации «Комитет 20», к. э. н. Белова Анна Григорьевна.

ФАС: антимонопольное регулирование

Автор: О. Сергеева


Сергеева О. С., начальник отдела банковского рынка Управления контроля и надзора на рынке финансовых услуг Федеральной антимонопольной службы.


Если обратиться к антимонопольной практике развитых стран, то меры антимонопольного регулирования в них довольно жесткие, а антимонопольное законодательство является апробированным результатом весьма длительной правоприменительной практики. Федеральная антимонопольная служба, как важный институт рыночной экономики, появилась в России пятнадцать лет назад. За этот период создано российское антимонопольное законодательство, направленное на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции. Вместе с тем процесс его совершенствования продолжается. По просьбе редакции журнала о новациях в антимонопольном регулировании на российском финансовом рынке рассказала начальник Управления контроля и надзора на рынке финансовых услуг Федеральной антимонопольной службы Юлия Эдуардовна Бондарева.

Конкуренция в сфере коммунальной энергетики

Внедрение элементов конкурентных рыночных отношений и привлечение частных инвестиций в отрасль — это основные цели, обозначенные на начальном этапе реформирования жилищно-коммунального хозяйства России (далее — ЖКХ). В силу воздействия различных факторов данные цели начинают частично реализовываться только сегодня. В рамках настоящей статьи рассматриваются текущая ситуация и перспективы реформирования коммунального хозяйства.

Автор: В. Басов

Для субъектов рынка коммунальных услуг важнейшей целью является улучшение состояния инфраструктуры ЖКХ. По мнению специалистов, одним из наиболее эффективных средств для достижения этой цели является создание частных компаний, которые смогут приносить масштабные инвестиции в реабилитацию и развитие коммунального комплекса. Вместе с тем в обществе бытуют устойчивые опасения, что приватизация и переход инфраструктуры в руки «недобросовестных лиц» могут лишить население гарантированной системы обеспечения жизнедеятельности. По мнению автора статьи, когда речь идет о реализации прав собственности в отношении имущества коммунальной инфраструктуры, это вовсе не означает необходимости осуществления прямой передачи права распоряжения этим имуществом частному оператору.

Отраслевая конкуренция

Автор: Д. Туленты

В сегодняшнем мире страхование является важнейшим фактором обеспечения непрерывности процесса общественного воспроизводства, экономической стабильности и безопасности в обществе. Страховые компании как институциональные инвесторы обеспечивают значительные финансовые ресурсы, в том числе и долгосрочные, для развития экономики. Роль и значение страхования постоянно повышаются и в российской экономике. Становится очевидным, что эффективность работы страховщиков является не только их индивидуальным интересом, но и соответствует интересам общества в целом. При этом действовать страховщикам приходится в окружении различных сил, составляющих им конкуренцию. Основным направлениям анализа этих сил посвящена данная статья.

Автор: С. Моисеев

Сегодня российскую банковскую систему отличает достаточно высокая степень концентрации: 100 крупнейших банков контролируют 83,5 % активов. Высокий уровень концентрации банковского сектора не является чем-то уникальным в международной практике. На долю крупнейших пяти коммерческих банков в Швеции приходится 90 % активов, в Канаде — 87 %, в Нидерландах, Швейцарии, Бельгии — 80-85 %, в Чехии — 66 %, в Испании — 55 %, в Венгрии — 51 %, в Польше — 48 %, в Индии — 42 %. Означает ли концентрация капитала повышение конкурентоспособности банковской системы? Каково влияние этой концентрации на реальный сектор экономики? Ответы на эти вопросы далеко не однозначны.

Консультации специалиста

Рубрику ведет советник Аналитического управления ФАС России, член Международной ассоциации финансового права, к. ю. н., ст. н. с. ИЭ РАН Герасименко Наталья Васильевна.

Главный редактор