8 (495) 987 43 74 доб. 3304 Прием заявок на рассмотрение статей E-mail: evlasova@synergy.ru

Мы в соцсетях -          
Рус   |   Eng

Архив номеров

№4(84) Ноябрь 2021 года

Содержание номера:

Вопросы обучения предпринимательству

Автор: Ю. Надточий

В представленном материале рассматриваются вопросы конкурентоспособности в образовании, конкурентоспособности образовательной организации, ее составляющие. В настоящее время одним из актуальных вопросов является вопрос конкурентоспособности современного российского образования. Также тема развития конкуренции в российском образовании постоянно обсуждается мировым сообществом. В дискурсах о конкурентоспособности образовательной организации на современном образовательном рынке выдвигается на первый план такая проблема, как выявление/определение факторов ее повышения. По данным различных исследований, на конкурентоспособность образовательной организации влияет масса разнообразных внешних и внутренних факторов. В связи с этим основное внимание в статье уделяется выявлению факторов, которые обеспечивают конкурентоспособность российских образовательных организаций на рынке образовательных услуг. Сейчас отмечается рост конкурентоспособности высшего российского образования на международном рынке и поэтому конкурентоспособность образования рассматривается в глобальном масштабе как способность национальной системы образования конкурировать на мировом научно-образовательном рынке. Стоит отметить, что конкурентоспособность по праву признается сложным понятием, значения которого рассматриваются в широком и узком смыслах слова. При изучении различных аспектов конкурентоспособности образовательной организации предлагается ориентироваться на общее определение понятия «конкурентоспособность», изложенное в статье. Конкурентоспособность образовательной организации (как и любой другой организации) определяется конкурентоспособностью ее персонала, а конкурентоспособность персонала во многом зависит от его мотивации к трудовой деятельности, поэтому в статье акцент сделан на факторах, влияющих на конкурентоспособность образовательной организации в целом и в частности на мотивации одной из категорий основного персонала образовательной организации (профессорско-преподавательского состава) как фактора повышения конкурентоспособности образовательной организации. Результаты проведенного исследования, описанные в статье, позволяют сделать вывод о том, что постоянное изучение/мониторинг факторов, влияющих на конкурентоспособность образовательной организации, является важным составляющим компонентом повышения ее конкурентоспособности, что определяет необходимость дальнейших исследований и разработок в этой сфере.

Отраслевые рынки

Автор: В. Леднев

В статье проводится предварительный анализ развития коммерциализации в индустрии спорта в пандемийный период. Вся мировая индустрия спорта переживает нелегкие времена, так как многие спортивные организации (федерации, профессиональные лиги и клубы) лишились определенной части своих доходов. Особенно это стало заметно, когда появились серьезные ограничения присутствия болельщиков на спортивных событиях. Поэтому сейчас многие спортивные организации, в том числе такие как МОК, международные спортивные федерации, профессиональные лиги и клубы, как в Америке, так и в Европе, имеют серьезные финансовые проблемы. Хотя некоторые виды спорта, например шахматы и киберспорт, от мировой пандемии COVID-19 только выиграли. В условиях обостряющейся в мировом спорте конкуренции за внимание, интересы и деньги основных потребителей будут меняться условия развития разных видов спорта. Кто быстрее приспособится к нынешним факторам межотраслевой конкуренции, тот и останется в выигрыше. Хотя популярные виды спорта, такие как футбол, баскетбол, теннис, бокс и некоторые другие, изначально имеют лучшие стартовые возможности для коммерциализации и увеличения своих доходов. Для российской индустрии спорта важно понимать будущие тенденции развития мирового спорта и межотраслевой конкуренции, чтобы находить оптимальный баланс между экономическими и спортивными результатами. Итоги Олимпийских игр – 2020 в Токио позволяют надеяться на то, что спортивный потенциал России можно развивать и совершенствовать, конкурируя с другими ведущими спортивными державами. Спортивные организации просто обязаны максимально использовать хорошие возможности российских спортивных организаций и спортсменов после Игр в Токио для коммерциализации видов спорта, по которым есть хорошие спортивные результаты, возросшая популярность этих видов, интерес болельщиков и особенно представителей бизнеса, заинтересованных в расширении своих целевых аудиторий через спорт, спортивные события и звезд российского спорта.

Цель научной статьи – исследование перехода субъектов розничной торговли из формата магазинов в формат электронной коммерции с использованием конкурентных преимуществ дарксторов. Предметом исследования являются конкурентные преимущества при использовании высокотехнологичных и гибких форм логистических цепей в доставке товаров. Актуальность научной статьи обусловлена тем, что темпы развития онлайн-торговли за 2018–2020 годы свидетельствуют о росте крупнейших компаний сектора e-commerce ежегодно. Подобный рост обусловлен высокотехнологичными трендовыми тенденциями, которые активно развиваются в последние годы. Они структурно оформляются в единую систему, элементами которой становятся: использование больших данных (Big data), цифровая трансформация торговых бизнес-процессов, интеграция глобальных маркетинговых технологий, применение умного прогнозирования и анализа потребительского поведения, персонализация, ориентация на виртуальный контент. Эта система по своей сути направлена на глобализированное развитие торговых связей. Авторы исследуют сущность понятия «даркстор», проводят анализ конкурентоспособности этого явления в электронной коммерции в современных условиях. Дарксторы способствуют развитию торговли нового поколения; обладая конкурентными преимуществами, они не мешают существующим производственно-сбытовым процессам, а скорее дополняет их. В настоящее время электронной торговлей заняты все крупные торговые организации продовольственного и непродовольственного направления. Прежде всего онлайн-коммерция организована через интернет-магазины и маркетплейсы, но есть еще много других электронных средств совершения сделки – это страница в социальной сети или чат-бот мессенджера, дарксторы, которые требуют дополнительного исследования. Подобные маркетплейсы уместно характеризовать в качестве сайтов-агрегаторов, играющих роль специализированных структурных посредников, с устойчивой базой, занятых реализацией и распространением продукции коммерческих агентов. Электронная коммерция в формате дарксторов способствует качественному и конкурентному развитию глобальных хозяйственных связей.

Статья посвящена изменениям на рекламном рынке в области взаимоотношений между его основными субъектами. Авторы систематизируют проблемы, которые активизировались в связи с санкциями, ограничениями и глобальным кризисом, вызванным мировым течением пандемии 2020–2021 гг. В фокусе исследования находится рекламное агентство, его новая роль и функционал в современной экономической системе. Конкурентная среда заставляет принципиально менять подходы в соответствии с задачами и требованиями рекламодателей, работать в коллаборациях и глобальных коммуникационных группах, использовать новые методы оценки эффективности. Особое внимание уделяется работе агентства в наиболее динамичном сегменте рекламного рынка – цифровом, и новым инструментам, форматам и технологиям, которые используются в агентской работе. В исследовании выявлен комплекс проблем, возникающих в диджитал-среде и связанных, с одной стороны, с техногенными причинами и особенностями информационных технологий 3.0, которые не так просто адаптируются для решения маркетинговых задач, а с другой стороны – с проблемами коммуникационного менеджмента и обновленным агентским функционалом. Такая характерная черта, как прозрачность, которая первоначально, на заре цифровой коммуникационной эры, была явным конкурентным преимуществом по сравнению с классическими рекламоносителями, теперь практически утрачена. Это ограничивает возможности взаимовыгодного сотрудничества между рекламодателями, рекламораспространителями и рекламопроизводителями. Движение к прозрачности должно быть поддержано как на макроуровне индустрии, так и в микромасштабах менеджмента отдельных агентств, чтобы помочь агентскому бизнесу сохранить свою ключевую роль в бизнесе рекламодателя и не подталкивать его к отказу от услуг агентств и прямому взаимодействию с рекламоносителями, что приведет к потере качества контента и медиаразмещения. В цифровых коммуникациях дифференциация между задачами последовательного укрепления ценности бренда и тактикой быстрого рекламирования для немедленной покупки очень серьезна, так как за решение этих задач отвечают совсем разные – непересекающиеся – инструменты. Авторы рассматривают интегрированный маркетинг в цифровой среде как реализацию функций агентства по планированию, выбору каналов продвижения в соответствии с поставленными задачами, бюджетированию, контролю эффективности и выстраиванию работы с субъектами коммуникационного рынка.

Конкуренция в сфере образования

Автор: А. Дрондин

Стратегическим ориентиром любой современной образовательной организации является достижение конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг. Конкурентоспособность вуза находится в прямой зависимости от качества предоставляемых им образовательных услуг. Оценка качества образования, в свою очередь, выходит на такие понятия, как рейтинг вуза и его аккредитация. Обсуждение данной сферы высшего образования активно ведется в академическом сообществе, однако ее исследование, особенно в реалиях цифровой экономики, представляется недостаточным, что обусловливает актуальность данной публикации. Целью исследования является выявление актуальных особенностей достижения отечественным вузом высокой конкурентоспособности в условиях цифровой трансформации. Для этого необходим анализ имеющегося опыта отечественной высшей школы в части отклика на вызовы цифровой трансформации и выработка рекомендаций по достижению высокого качества образования в современных условиях. Методология исследования базируется на теоретических основах профессионального образования и конкурентоспособности российских вузов. Анализируется отечественный и мировой опыт оценки качества образования, при этом доказывается, что при оценке конкурентоспособности вуза главным критерием является качество результатов обучения. Автор исследует как качество современного высшего образования, так и гарантии данного качества. Используются методы сравнительного анализа, наблюдения и обобщения. Исследование доказывает, что современная отечественная высшая школа не всегда адекватно реагирует на вызовы и возможности цифровой трансформации. Обозначен ряд системных проблем, тормозящих достижение высокого качества современного высшего образования, в частности недостаточная эффективность сегодняшнего диалога «вуз – работодатели». Подтверждается необходимость сочетания внедрения инновационных технологий образовательного процесса с сохранением преимуществ традиционного обучения. Предложены конкретные меры повышения эффективности и результативности оценки качества образования. Озвучены перспективные направления конструктивного взаимодействия вуза с важнейшими стейкходерами высшего образования – работодателями.

Автор: И. Шацкая

Конкурентные преимущества – важная экономическая категория, находящаяся под пристальным вниманием исследователей. Любой организации в целях разграничения с прочими участниками рынка требуется обладать отличительными характеристиками. Данное правило актуально и для образовательных организаций, которые функционируют на рынке образовательных услуг, характеризующемся стабильным повышением уровня конкуренции. Отсюда актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью поиска оптимальных методов решения проблемы конкуренции между образовательными организациями в системе высшего образования. Целью исследования является раскрытие сущности конкурентных преимуществ образовательной организации, а также изучение факторов, способствующих их формированию и развитию. В соответствии с целью поставлены следующие задачи: проработать содержание конкурентных преимуществ образовательной организации; сформулировать факторы, характеризующие конкурентоспособность образовательной организации; выдвинуть рекомендации, связанные с формированием и развитием конкурентных преимуществ образовательной организации. Теоретико-методологической основой исследования служат научные достижения отечественных и зарубежных ученых по вопросам управления конкурентоспособностью хозяйствующего субъекта, в том числе образовательной организации. Научные выводы автора базируются на теории стратегии и методологии стратегирования выдающегося ученого В. Л. Квинта. Для обоснования достигнутых результатов использовалась совокупность научных методов и подходов: анализа и синтеза, обобщения, аналогии, научной теории. В результате исследования на основе теории стратегии и методологии стратегирования В. Л. Квинта раскрыта сущность конкурентных преимуществ образовательной организации как элемента ее стратегии. Сделан вывод о том, что конкурентные преимущества – существенный элемент стратегической архитектуры, который, во-первых, обеспечивает результативность стратегии, во-вторых, является своеобразным фильтром в системе целеполагания образовательной организации. Выдвинут ряд рекомендаций, связанных с управлением конкурентными преимуществами образовательной организации.

Теория конкуренции

Актуальность выбранной темы исследования связана с тем, что в современных условиях экономической нестабильности и усиливающейся конкуренции наблюдается высокая степень неопределенности как внешней, так и внутренней среды. Все это вынуждает хозяйствующие субъекты осуществлять постоянный мониторинг окружающей среды, искать альтернативные управленческие решения, направленные на обеспечение рискоустойчивости предприятия при одновременном сохранении оптимального уровня доходности. Множество преград существует при ведении хозяйственной деятельности бизнеса: информационная неопределенность, неустойчивая экономическая среда, непредсказуемость рыночной конъюнктуры, цен, спроса и предложения, платежеспособность потребителей, низкая эффективность налоговой системы. В связи с этим все большее число предприятий внедряют в своей практической деятельности системы оценки и анализа рисков. Однако в силу того, что каждое функционирующие предприятие отличается рядом специфических особенностей, и прежде всего экономической деятельностью, размерами, бизнес-процессами, на сегодня не существует единого методологического подхода по вопросам управления рисками. В научной литературе представлено множество альтернативных методик по выявлению факторов риска и их оценке, однако все они рассматриваются через призму специфических особенностей хозяйствующего субъекта. Цель исследования состоит в разработке теоретических основ и методических подходов обоснования взаимосвязи рискоустойчивости и экономической безопасности с целью обеспечения укрепления конкурентоспособности функционирования малого предприятия. Особо авторы статьи выделили обзор научных мнений таких понятий, как «рискоустойчивость», «экономическая безопасность предприятия». Статья посвящена рассмотрению такого актуального аспекта жизнедеятельности предприятия, как обеспечение его конкурентоспособности. В этой связи авторы акцентируют свое внимание на взаимосвязи и влиянии на экономическую безопасность предприятия его рискоустойчивости. На конкретном примере представлена модель взаимосвязи финансовой устойчивости и экономической безопасности малого предприятия. В статье рассматриваются научные позиции и точки зрения разных исследователей по данной проблематике, сформулировано мнение авторов по данным наблюдениям, описаны основные выводы и рекомендации.

Современное экономическое пространство демонстрирует, с одной стороны, усиливающуюся конкурентную борьбу различных территориальных образований за природные и финансовые ресурсы, инвестиции и бизнес, за население, квалифицированные кадры, туристов и т. д. С другой стороны, все активнее заявляет о себе процесс становления конкурентного сотрудничества территорий, которое не исключает конкуренцию, а дополняет ее, выступая движущей силой развития экономики регионов и муниципалитетов. Авторами в проведенном исследовании оценены современный уровень и перспективы территориальной конкуренции, уточнены цели конкурентной борьбы регионов и муниципалитетов. Рассмотрение территории как субъекта конкуренции объясняется тем, что регионы приобретают качества мегапредприятия. Показано, что в современной России конкурентное сотрудничество территорий пока еще редкое явление. Раскрыт потенциал сотрудничества территорий в современной конкурентной экономике. Выявлен ряд особенностей эволюции конкурентного сотрудничества территорий: сотрудничество конкретно ограничено во времени; любому сотрудничеству присущ риск; его становление и реализация всегда предполагают определенные финансовые, интеллектуальные, трудовые и другие затраты. Результаты экспертных опросов, проведенных авторами в 2007, 2010, 2013, 2016 и 2019 гг., позволили выявить позитивные и негативные результаты, а также последствия межрегионального и межмуниципального сотрудничества в конкурентной экономике. Дана оценка готовности территорий (регионов, муниципалитетов) к сотрудничеству. В работе обращено внимание на то, что регионы и муниципалитеты России имеют различные экономические потенциалы, отличаются объемами и специфичностью ресурсов, имеют особенности пространственного положения и т. д., что во многом определяет возможности развития их конкурентного сотрудничества. В процессе исследования использованы общенаучные методы, в частности диалектический метод, метод единства исторического и логического, абстракции, аналогий, экспертные опросы и др. Результаты исследования могут быть использованы при разработке и реализации стратегий социально-экономического развития регионов и муниципалитетов в современном конкурентном экономическом пространстве.

Теория предпринимательства

В статье представлены результаты реализации федерального инновационного проекта «Модель инновационной системы непрерывного предпринимательского образования в образовательной организации высшего образования Российской Федерации» в 2021 году, созданной в соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования РФ № 1580 от 25.12.2020 в Университете «Синергия». Целью реализации проекта является проектирование, создание и реализация инновационной системы предпринимательского образования в высшем учебном заведении РФ. Также анализируются актуальность и инновационность реализуемого проекта с позиции текущего положения предпринимательского образования в РФ на уровнях бакалавриата и магистратуры. Анализируются компетенции, которые образуют ядро профессиональной компетентности предпринимателя. На основании данного анализа приводится обоснование профессиональной компетентностной модели практико-ориентированного обучения по программам непрерывного предпринимательского образования. Раскрывается последовательность формирования универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций на уровнях бакалавриата и магистратуры по предпринимательским программам. Описанные подходы легли в основу доработки и улучшения матриц компетенций. Доказывается, что разработка гармонизированного учебного плана должна быть основана на предложенном подходе к формированию результатов обучения. Авторы описывают особенности проектирования методического контента, способствующего последовательному применению практико- ориентированных подходов в процессе реализации программ непрерывного предпринимательского образования, а также инновационных методик, технологий, обучения предпринимательству, траектории индивидуализации обучения по программам бакалавриата и магистратуры. Другие вопросы, которые рассматриваются в статье, раскрывают деятельность федерального инновационного проекта с позиций научных публикаций, распространения опыта в научном сообществе. На основании описанных результатов предложены рекомендации по дальнейшему формированию инновационной системы непрерывного предпринимательского образования в РФ.

Статья посвящена актуальной проблеме сложившихся различий в предпринимательской деятельности женщин и мужчин. Целью исследования является оценка сложившихся уровней участия женщин и мужчин в предпринимательской деятельности в современных национальных экономиках. В исследовании были решены задачи определения значений показателей, характеризующих начальную стадию предпринимательства, зрелое предпринимательство, а также выход предпринимателей из своих бизнесов. В качестве исходной информации в исследовании использовались результаты опросов, проведенных в 59 странах в процессе реализации проекта Глобального мониторинга предпринимательства. В процессе работы рассматривалась оценка девяти показателей, характеризующих такие стадии, как начинающее и зрелое предпринимательство, а также прекращение этой деятельности. В исследовании были разработаны функции, демонстрирующие распределение по 59 странам показателей, описывающих удельный вес женщин и мужчин, находящихся на трех основных стадиях предпринимательства. Кроме того, проведена оценка гендерных различий по этим трем стадиям. Полученные результаты показали, что в большинстве стран имеет место гендерный разрыв между показателями предпринимательской деятельности, то есть в ней женщины участвуют в меньшей степени по сравнению с мужчинами. Сопоставление значений показателей по России и зарубежным странам показало, что в нашей стране, в отличие от других государств, и женщины, и мужчины менее заинтересованы в предпринимательской карьере. Полученные результаты обладают новизной и оригинальностью. Они имеют теоретическое и практическое значение для правительств и предпринимателей. Представленный в статье методический подход к оценке гендерных различий в предпринимательстве может применяться в дальнейших исследованиях. Полученные новые знания представляют интерес и могут использоваться в образовательном процессе в университетах.

Антимонопольное регулирование

Современные исследования B2B рынков сфокусированы на различных аспектах информационного и экономического взаимодействия участников рынка, однако чаще всего анализируются особенности маркетинговых стратегий в области продвижения товаров/услуг и выстраивания маркетинговых коммуникаций в целях повышения удовлетворенности и лояльности клиента. Вопросы же эффективного ценообразования и реализации скидочной политики как инструмента стимулирования сбыта на B2B рынках практически не исследованы. Вариативность в применении инструментов ценовой политики продавцов на B2B рынках в условиях ограниченного состава покупателей может оказывать значительное влияние на интенсивность конкуренции на рынке и, как следствие, приводить к изменению структуры рынка, его трансформации и потере равновесия. Поэтому немаловажный научно-практический интерес представляет система ценообразования на неравновесных, в частности дефицитных, рынках, на которых нерациональное использование продавцами скидочных механизмов может принять форму ценовой дискриминации покупателей вследствие возросшей рыночной власти продавца. Данная статья, являясь продолжением начатого авторами дискурса о ценовой дискриминации на дефицитных рынках, опубликованного в № 3 журнала «Современная конкуренция», посвящена исследованию целесообразности применения скидок на равновесных и дефицитных B2B рынках. В завершение цикла статей о ценовой дискриминации на дефицитных рынках авторами предполагается публикация третьей статьи, в которой будет исследован кейс дефицитного рынка цельнокатаных колес в России в 2018–2019 гг. с позиций оценки целесообразности сохранения скидочных программ отдельным категориям покупателей на указанном олигопольном B2B рынке.

Главный редактор