8 (495) 987 43 74
Мы в соцсетях -          
Рус   |   Eng

Архив номеров

№1(81) Март 2021 года

Содержание номера:

Вопросы обучения предпринимательству

В статье дается обоснование модели диагностики склонностей и способностей к занятиям бизнесом, которая построена на основе функциональной теории предпринимательства. Содержание деятельности любого предпринимателя основано на предпринимательском ресурсе, с помощью которого владельцы бизнеса получают конкурентные преимущества. Становясь эффективными участниками бизнес-процессов, они должны обеспечивать и поддерживать результативность и конкурентоспособность своего бизнеса; уметь налаживать бизнес-коммуникации для организации производства и реализации товаров; оказывать услуги и выполнять необходимые работы, обусловленные трудовыми функциями. Однако уникальность деятельности предпринимателя заключается в том, что в данной профессии предпринимательский ресурс сочетается с природной предприимчивостью, которая при равных условиях ведения бизнеса позволит человеку не только быть финансово успешным, но и максимально эффективно использовать свой личностный потенциал. Авторы исходят из гипотезы о природной предприимчивости, которая лежит в основе ведения любого бизнеса. Это значит, что уже на ранних стадиях профессиональной идентификации можно обнаружить у школьников склонности к ведению бизнеса и создать условия для их развития на следующих образовательных уровнях. На основе данной гипотезы разработан диагностический опросник, позволяющий определять интегральное значение предприимчивости, включающее личностные, когнитивные, мотивационные, эмоционально-волевые предпосылки занятия предпринимательством. Опросник построен на основе теории черт личности, детерминирующих бизнес-деятельность. На основе экспертных оценок были выделены профессиональные, общепрофессиональные и универсальные качества личности, имеющие профессиональную значимость для занятия предпринимательством. Авторы методом экспертной оценки выделили параметры, которые относятся к профессионально значимым характеристикам и удовлетворяют функциям бизнеса, отражают личностные качества и склонности людей к занятию предпринимательством, дифференцируют школьников по параметру «предприимчивость» на ранних этапах профориентации, а также позволяют осуществлять диагностику наиболее важных личностных характеристик, определяющих предпринимательскую профессионализацию школьников в процессе обучения предпринимательству.

Данная статья посвящена конкурентным компетенциям в предпринимательстве как результатам обучения в программах предпринимательского образования в магистратуре. Эта уникальная область компетенций имеет решающее значение для успеха в предпринимательской деятельности, но до сих пор недостаточно изучена и классифицирована. В основе современных методов обучения предпринимательству лежит компетентностный подход к изучению профессиональных предпринимательских компетенций, целью которого является последовательное освоение определенного набора необходимых предпринимательских компетенций. В статье анализируются существующие подходы к конкуренции при рассмотрении классификации конкурентных компетенций, относящихся к предпринимательству, а также определено место конкурентных компетенций в составе предпринимательских компетенций. Приведена авторская классификация профессионально значимых предпринимательских компетенций для различных уровней высшего образования (бакалавриат и магистратура), которые должны быть структурированы на профессиональные, общепрофессиональные, универсальные, а также иные (отраслевые, региональные, и др.) компетенции. Определены особенности обучения предпринимательским компетенциям на уровне магистратуры. Рассматривается уникальный опыт по изучению и освоению предпринимательских компетенций на уровне магистратуры и описываются соответствующие методы, позволяющие эффективно освоить конкурентные компетенции в два этапа: сначала – базовые компетенции, а именно компетенции в различных типах, методах и стилях конкурентных действий; компетенции в конкурентном позиционировании; компетенции в менеджменте конкурентных действий; компетенции в соблюдении антимонопольного законодательства; компетенции в выборе и управлении конкурентным статусом, затем – специфические компетенции: в области разработки и реализации конкурентной стратегии и тактики конкуренции.

Необходимость повышения эффективности экономической системы обострила проблему формирования образованного сословия будущих предпринимателей, способных генерировать инновационные подходы к имплементации национальных и федеральных проектов в обозримом будущем. В этих условиях насущной потребностью выступает обучение предпринимательству в средней школе и развитие предпринимательских компетенций у обучающихся, начиная с 6–7-го классов школы. Авторы проанализировали актуальный опыт и первые результаты пилотного образовательного проекта «Малая академия экономики, финансов и права», который реализовывался преподавателями Института социально-гуманитарного образования МПГУ в начале 2020 года. Целевую аудиторию данного проекта составили обучающиеся 7–9-х классов образовательных организаций среднего общего образования г. Москвы. В статье раскрываются дидактические аспекты предпринимательского образования и перспективные направления совершенствования процесса обучения предпринимательству с учетом специфики и возможностей средней школы. Основными методами, использованными в процессе решения данных задач, являлись методы наблюдения, беседы, обобщения, экспертной оценки. В результате анализа опыта обучения предпринимательству в средней школе были сделаны выводы о целесообразности применения системно-деятельностного и контекстного подходов к организации познавательной деятельности обучающихся. По мнению авторов, для повышения результативности работы по проекту обучения предпринимательству учащихся 7–9-го классов средней школы необходимо разработать типовую программу внеурочной деятельности для образовательных организаций среднего общего образования с включением занятий по основам предпринимательства, а также методическое обеспечение для преподавателей и дидактические комплекты для обучающихся в соответствии с программой. Опыт реализации проекта возможно тиражировать в рамках взаимодействия вузов и образовательных организаций среднего общего образования в субъектах Российской Федерации.

В статье раскрыты особенности преподавания курсов по предпринимательству в соответствии с нормативно-правовым и методологическим обеспечением российской образовательной системы, где предпринимательство не признается отдельным направлением профессиональной деятельности. Автор предлагает возможное объяснение этой ситуации, ориентируясь на принципы моделирования программ профессионального образования. В статье он раскрывает отличие управления и предпринимательства, а также программ обучения по «Менеджменту» и «Предпринимательству». Автор рекомендует утвердить «Предпринимательство» в качестве самостоятельного направления профессиональной подготовки. Ключевой подход к поведению преподавателя в образовательном процессе раскрывается в статье с использованием концепции ценности, используемой в предпринимательстве. Подход преподавателя к обучению на основании ценности заключается в том, чтобы предоставить обучающемуся в опыте обучения больше ценности, чем стоимость обучения для обучающегося. Такая концепция противоположна тактике бизнеса по сокращению издержек. В статье раскрываются ключевые отличие данных подходов: масштаб прироста ценности, горизонт планирования. Отдельно в статье раскрывает проблематика трансформации образования, связанная с развитием цифровой среды. Произошло снижение ценности знаний и повышение ценности умений и навыков. Отсюда вывод, что для реализации отдельных программ обучения предпринимательству в образовательном процессе нужно больше внимания уделять практическим занятия, а все лекционные материалы оставлять на самостоятельную подготовку учащегося по открытым источникам и рекомендованной литературе. Автор делится собственным опытом преподавания курсов предпринимательства по программам бакалавриата и колледжа в РФ. Отдельные практические советы по организации и проведению онлайн- занятий, помогут преподавателям, сталкивающимся с теми же типами задач, то есть, например, преподавателям, реализующим обучение через онлайн-средства, в соответствии с нормативно- правовым и методологическим обеспечением российской образовательной системы.

Конкурентоспособность бизнеса

Автор: А. Васильев

Данная статья посвящена описанию конкурентной среды образовательной системы высшего образования. В ней раскрываются направления и формы конкуренции российских вузов в соответствии с конструктивной теорией конкуренции. В статье описываются классические теоретические направления конкуренции: продуктовая, отраслевая, межотраслевая и межпродуктовая конкуренция. Продуктовой называется конкуренция между производителями взаимозаменяемых товаров в одинаковых каналах сбыта. Это соперничество между конкурирующими товарными брендами за сбыт, иначе называемое конкуренцией торговых марок. Отраслевая конкуренция – это конкуренция производителей товаров с использованием однородных, взаимозаменяемых ресурсов. По сути, это конкуренция за ресурсы между представителями одной отрасли, хотя может отсутствовать продуктовая конкуренция, конкуренция в сбыте. Межпродуктовая конкуренция – это конкуренция между заменителями из разных отраслей, то есть между представителями разных отраслей – производителями продуктов, удовлетворяющих одинаковую потребность. Межотраслевая конкуренция – это конкуренция брендов корпораций в маркетинге, общая конкуренция всех брендов за привлечение внимания определенного сегмента потребителей. В статье показано, что все четыре направления конкуренции приобретают свои формы в деятельности российских образовательных организаций высшего образования. Определяются конкретные формы конкуренции российских вузов, в которых проявляются эти направления конкуренции. Конкуренция вузов приобретает разные формы: за социальный авторитет и влияние; за статусы, титулы и престиж; за исключительную интеллектуальную собственность, массивы данных и вычислительные мощности; за таланты учащихся; за таланты преподавателей; за бюджетное финансирования; за грантовое, конкурсное финансирование; за пожертвования и эндаумент-фонды. Отдельное внимание уделяется формам конкуренции внутри партнерства и сотрудничества между вузами. В этой форме конкуренции проявляется переговорная власть, используемая при распределении созданной стоимости между участниками партнерства.

В Российской Федерации установлен и введен налог на профессиональную деятельность (НПД) в рамках развития специальных систем налогообложения, но не учтена конкурентоспособность предлагаемых налоговым законодательством профессий. Авторами определена цель исследования: целесообразность использования профессий, указанных в налоговом законодательстве, для оказания услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд. Для этого решены следующие задачи: рассмотрено место НДП в совокупности всех действующих специальных налоговых режимов Российской Федерации; проведен сравнительный анализ применения налогообложения самозанятых граждан в России и за рубежом, в частности в Германии. В исследовании использованы методы статистического наблюдения, сравнения, анализа. Выявлено, что несмотря на то, что за период использования НДП численность предпринимателей увеличилась, поступления в бюджеты представляют собой незначительную величину. Проведенное сравнение перечней профессий показало, что разрешенные к использованию самостоятельно занятыми гражданами (фрилансерами) Германии профессии отличаются от российских, установленных законодательством, тем, что являются конкурентоспособными в экономике. Самозанятые немецкие граждане должны подтверждать профессии дипломами, принадлежать к профессиональным ассоциациям, объединениям, обязательно обучаться на курсах повышения квалификации, составлять конкуренцию наемному работнику. Тогда как анализ причин использования лицами НПД в России показал, что профессиональная деятельность в рамках этого режима является вынужденной и имеет целью получение дополнительного, а не основного заработка, как в Германии. В результате исследования установлено, что указанные в законодательстве России профессии не являются конкурентоспособными. Предлагается изменить перечень профессий НПД с учетом специального профессионального образования и конкурентоспособности на рынке труда.

Предметной областью статьи выступает работа современной организации по противодействию угрозе коррупции со стороны ее должностных лиц. Уточняются конкретные формы реализации коррупционных угроз по коммерческому, финансовому, производственному, технологическому и кадровому направлениям деятельности хозяйствующего субъекта, определяется их негативное влияние на рыночные позиции. Аргументируется тезис о том, что степень защищенности от угрозы коррупционных действий со стороны собственных должностных лиц правомерно рассматривать в качестве дополнительного конкурентного преимущества любого субъекта профессионального предпринимательства или, соответственно, его конкурентного недостатка. Раскрывается понятие «рабочее место с коррупционной составляющей» и уточняется перечень таких мест в современной коммерческой организации. Определяются личностные качества и иные характеристики кандидата на трудоустройство или уже находящегося в штате сотрудника, исключающие возможность замещения подобных рабочих мест. Формулируются и аргументируются рекомендации по внедрению четырех групп HR-технологий, реализуемых в рамках различных направлений корпоративной системы управления персоналом и обеспечивающих эффективную профилактику или оперативное выявление соответствующих угроз в целях приобретения субъектом профессионального предпринимательства дополнительных конкурентных преимуществ. Первая группа технологий используется в процессе отбора кандидатов на замещение рабочих мест с коррупционной составляющей. Целью их внедрения является выявление индивидуальных характеристик, наличие которых ставит под сомнение как общую лояльность претендента, так и его «антикоррупционную устойчивость». Вторая группа технологий предполагает профилактику коррупционных действий за счет применения специальных инструментов экономической мотивации персонала. Третья группа технологий обеспечивает возможность как профилактики, так и выявления рассматриваемых угроз и предполагает применение специальных контрольных процедур при заключении хозяйственных договоров и контрактов на крупную по масштабам бизнеса конкретной организации сумму. Наконец четвертая группа технологий используется для мониторинга деятельности сотрудников, замещающих рабочие места с коррупционной составляющей.

Практика предпринимательства в конкурентной среде

Согласно современной теории корпоративных финансов цель управления финансами компании – максимизация рыночной стоимости бизнеса, что одновременно является и возможностью роста конкурентоспособности бизнеса. Анализ ценообразующих факторов стоимости бизнеса – основа принятия эффективных финансовых решений менеджментом. Данная работа посвящена анализу влияния на стоимость бизнеса деловой репутации исполнительного органа общества и членов совета директоров. Такой анализ связан также с анализом корпоративного управления бизнеса, поскольку именно в рамках корпоративного управления рассматривается взаимосвязь менеджмента и собственников компании и ее влияние на стоимость бизнеса. Целью исследования является разработка методики учета влияния деловой репутации исполнительного органа акционерного общества на стоимость его бизнеса. Задача исследования состоит в выявлении критериев оценки влияния деловой репутации исполнительного органа и члена совета директоров акционерного общества на стоимость бизнеса. Исследование базируется на общенаучной методологии, предусматривающей использование методов системного и сравнительного анализа, анализа и синтеза, методах и подходах оценочной деятельности. В статье рассматривается роль деловой репутации членов органов управления акционерного общества на современном этапе развития корпоративного управления и ее влияние на стоимость бизнеса. В результате доказана важность и возможность использования показателя деловой репутации для оценки стоимости бизнеса через призму применения доходного подхода в оценке. Учет влияния деловой репутации членов совета директоров и исполнительных органов организаций на стоимость бизнеса рассмотрен в двух направлениях: путем влияния на величину денежного потока и путем учета в ставке дисконтирования.

Автор: Ю. Рубин

В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности вовлечения российской молодежи в занятие предпринимательством на профессиональной основе. Раскрывается значение предпринимательского фактора на современном этапе эволюции российской экономики. Анализируются возможности создания профессионального стандарта предпринимателя и формирование его содержания. Впервые предлагается многоуровневая модель профессиональной стандартизации предпринимательской деятельности в России, платформой которой становятся уровни профессиональной квалификации субъектов предпринимательства. Дается развернутое обоснование специфики профессионального предпринимательства, свойственной третьему уровню предпринимательской квалификации. Анализируются правовые, экономические и личностные предпосылки широкого вовлечения российской молодежи в предпринимательскую деятельность на профессиональной основе. Приводится описание трудовых функций, трудовых действий, которые необходимо выполнять специалистам данного уровня квалификации. Дается обоснование функциональной карты профессионального стандарта предпринимателя, имеющего третий уровень профессиональной квалификации. Впервые приводится подробное обоснование трудовых функций предпринимателей по текущему ведению бизнеса, созданию собственного бизнеса, проведению стартапов новых бизнес-проектов, качественному и количественному развитию бизнеса, прекращению занятия предпринимательством вплоть до ликвидации собственного бизнеса. Обосновано, что перечисленные функции имеют трудовой характер и характерны исключительно для предпринимательства как особого вида профессиональной деятельности. Доказывается, что решение предпринимательских задач составляет деятельную основу содержания предпринимательства как вида профессиональной деятельности. Раскрываются содержание и объекты трудовых знаний и умений, необходимых для реализации трудовых функций, присущих предпринимательству как виду профессиональной деятельности, и выполнения трудовых действий в предпринимательстве, что имеет существенное значение для формирования планируемых результатов обучения предпринимательству.

Автор: О. Осипенко

На основе и по итогам исследования российской экономической и корпоративно- управленской практики, а также корреспондирующей с ней в зоне избранной проблематики судебной практикой в статье предпринят фрагментарный анализ явления, именуемого автором коррупционным ценообразованием – формированием компетентными органами управления компаний и их взаимосвязанных групп цен на соответствующие товары, работы и услуги, которые по изначальному восприятию и формальным критериям удовлетворяют стороны сделки, однако при более тщательном анализе оказываются не соответствующими интересам значимых агентов системы корпорирования, в том числе титульных совладельцев и бенефициаров хозяйственных обществ, реализуя исключительно интересы узкой группы лиц, способных недобросовестно влиять на легальный процесс формирования цены. Обращаясь к конкретным кейсам, автор выдвигает гипотезу относительно неизбежности институционального ограничения свободы ценообразования в сугубо рыночной (негосударственной) зоне ценообразования, предопределенного обстоятельствами объективного несовпадения мотивов инвестиционного и профессионального участия в предпринимательской деятельности в целом и управленской практике в частности различных ее субъектов – собственников бизнеса и обслуживающих их топ-менеджеров, мажоритарных и миноритарных инвесторов, персонала и администрации, заказчиков и поставщиков услуг в порядке аутсорсинга и связанной с этим необходимостью творческой интерпретации принципов добросовестности и разумности и резюмирующего их начала – экономической справедливости.

Главный редактор