8 (495) 987 43 74
Мы в соцсетях -          
Рус   |   Eng

Архив номеров

№3(79) Октябрь-ноябрь 2020 года

Содержание номера:

Обучение предпринимательству

В статье рассмотрены вопросы формирования и укоренения системы компетенций в сфере профессионального предпринимательства в процессе реализации конкурентоспособных программ по предпринимательству. Особое место уделено практической ориентации программ обучения предпринимательству в бакалавриате, учету студенческих стартапов в качестве выпускных квалификационных работ. Стартаперские компетенции трактуются как совокупность специальных знаний и навыков, необходимых предпринимателям для успешного вхождения в собственный бизнес. В статье описана специфика данных компетенций, сделан акцент на том, что стартаперские компетенции являются неотъемлемой составной частью результатов обучения предпринимательству в бакалавриате

Отраслевые рынки

В статье рассматриваются взаимоотношения заинтересованных сторон, связанных с трансъевразийскими железнодорожными контейнерными грузоперевозками по транспортным коридорам с Дальнего Востока до западной границы Российской Федерации (далее - ТЖ/Д КП). Сформирована карта стейкхолдеров (заинтересованных сторон), которая позволяет выявить степень влияния стейкхолдеров на достижение стратегических целей, а также влияние деятельности по осуществлению ТЖ/Д КП на стейкхолдеров. С помощью метода анализа иерархий установлена иерархия стейкхолдеров по их значимости в части достижения стратегических целей (в частности, повышение конкурентоспособности ТЖ/Д КП). Также определена иерархия целей и интересов заинтересованных сторон для достижения стратегических целей

Автор: К. Симонов

Предмет. Исследуется инновационное преобразование бизнес-модели компании - организатора торгово-промышленных выставок. Цель. Разработать концепцию проекта инновационного преобразования бизнес-модели, укрепляющего конкурентоспособность выставочной компании. Методология. Метод разработки проекта преобразования и методики поддерживающих проектирование анализов опираются на рекомендации ученых университета Санкт-Галлена (Швейцария), а также на менеджерский опыт автора в экспобизнесе. Упорядоченно изложенные О. Гассманом, К. Франкенбергер, М. Шик методические рекомендации и описания 55 шаблонов успешных бизнес-моделей представлены в книге «Бизнес-модели». Результаты. Предусмотренный методикой О. Гассмана трехэтапный цикл разработки бизнес-модели, выполненный с учетом экономических и технологических особенностей экспобизнеса, привел к концепции инновационной бизнес-модели с двумя корневыми новшествами: двухформатной экспозицией, состоящей из постоянной виртуальной части и периодических очных сессий, и ценностным предложением, дополненным деловыми контактами экспонентов и целевых посетителей. Такая бизнес-модель обеспечивает более прочные, чем моноформатная, конкурентные позиции организаторам и традиционных, и виртуальных выставок. Она обладает способностью быть адаптированной к внешним условиям настройкой экономических и технологических параметров. У нее также есть потенциал для дальнейшего расширения потребительского сегмента за счет регионального экспобизнеса и дальнейшего преобразования ценностного предложения - замены в нем деловых контактов на сделки между экспонентами и целевыми посетителями. Выводы. Полученные результаты имеют научно-методическое и практическое значение. По ним можно судить, что обеспечивается методикой О. Гассмана и как следует пользоваться инструментарием методики при проектировании инновационного преобразования бизнес-модели выставочной компании. Разработанная концепция инновационного преобразования, способствующего интенсификации деловых контактов между экспонентами и целевыми посетителями и укреплению конкурентных позиций самой компании, пополняет теорию выставочных двусторонних рынков.

В статье рассматривается сущность рынка образовательных услуг и его составляющие, сущность конкуренции внутри рынка образовательных услуг, а также субъекты, участвующие в конкуренции. Приводятся примеры конкуренции не только внутри страны, но и на международном уровне. Раскрываются теоретические и практические аспекты современного состояния конкуренции на рынке образовательных услуг. Определяются основные направления конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг и ее классификация.

Конкурентоспособность бизнеса

Автор: А. Храмова

Рыночные изменения отражаются на психологии потребителя. Потребительское поведение изменчиво. В данном исследования автор рассматривает некоторые из основных аспектов потребительской психологии, которые помогают понять потребительское поведение. Потребительское поведение включает в себя психологические процессы, через которые клиенты проходят при удовлетворении потребностей, поиске путей их удовлетворения, принятии решений о покупке (например, стоит ли покупать продукт, и если да, то какой бренд и где), интерпретации информации, составлении планов и реализации этих планов (например, путем проведения сравнительных покупок или фактической покупки продукта).Движение от дефицита к насыщению спроса приводит к тому, что среди большого количества товаров и услуг покупатель начинает искать то, что отвечает его личным стремлениям к самореализации.Известна такая точка зрения, используемая в психологии потребления, как бихевиоризм. Эта отрасль психологии утверждает, что действия людей обусловлены внешними стимулами. Потребители хотят индивидуальности. Индивидуальность в психологии потребителя - это то, как обладание каким-либо товаром повышает их самооценку или удовлетворяет обусловленную влиянием извне потребность.На смену эпохе массового производства товаров, отражая смену потребительских приоритетов (вместо желания быть «как все» новое поколение потребителей ценит собственную индивидуальность), пришла кастомизация. Кастомизация (англ. to customize - настраивать, изменять что-то, делая более подходящим под нужды конкретного потребителя). Это достигается путем внесения конструктивных или дизайнерских изменений и индивидуализации продукции под заказы конкретных потребителей.Кастомизация в полном смысле слова - это не расширение продуктовой линейки, а уникальный продукт для конкретного потребителя, что создает потенциальный спрос на товарную категорию.По мнению автора, тема кастомизации весьма неоднозначна. Так, в торговом бизнесе в отношении продуктов питания массового спроса применение кастомизации не совсем корректно. Кастомизация считается идеальным способом взаимодействия в схеме «поставщик товаров (чаще непродовольственных) или услуг - клиент». Она обеспечивает конкурентное преимущество благодаря созданию более высокой стоимости (ценности) для клиента. Основная задача кастомизации - создать у потребителя ощущение, что работа делается лично для него и удовлетворяет его личные потребности.

С каждым годом в мировой экономике появляется все больше разнообразных товаров и услуг, а новые технологии делают их доступными. Бизнес из жизни реальной перемещается в виртуальную.В статье рассматриваются современное состояние и тенденции развития шеринговой экономики как модели бизнеса. Изначально шеринг-экономика предполагала обмен между людьми, но бизнесмены быстро научились использовать растущую популярность тренда. Компании стали предоставлять площадки для совместного пользования товарами.Растущее число мобильных и онлайн-платформ, которые эффективно связывают людей, имеющих недоиспользованные активы, с людьми, которые хотят их использовать, позволяет широко рекламировать и продавать товары. В экономике совместного использования роль потребителя меняется на двустороннюю, причем потребители выступают в качестве покупателей и поставщиков ресурсов.Под шеринг-экономикой автор понимает такую социальную модель, где происходит осознанный отказ от частной собственности в пользу коллективной, причем отказ этот связан не с недостатком денежных средств, а с желанием расширить свои возможности.Экономика совместного потребления на сегодняшний день затрагивает большинство сфер повседневной жизни, меняя методы транспортировки (Uber, BlaBlaCar, «Делимобиль»), условия жизни в путешествиях (Airbnb), способы развлечения (Netflix, Youtube), выполнения задач (TaskRabbit), финансирования (Kickstarter) и т. д. Продолжив исследование, автор выявил, что ряд предпосылок повлиял на возникновение и развитие данной бизнес-модели, например, развитие сети Интернет, изменение мышления в пользу более открытого и доверительного (например, поездка с незнакомыми людьми на BlaBlaCar), отсутствие желания долго копить на приобретение собственности, урбанизация и др.

Антимонопольное регулирование

Предлагается метод расчета продуктовых и географических границ товарного рынка по исходным данным, полученным антимонопольным органом от продавцов и покупателей, участвующих в опросе в рамках антимонопольного расследования. Метод включает специальную терминологию; формы представления исходных данных; экономико-математическую модель товарного рынка, предназначенную для расчета границ и состава участников рынка. Метод обеспечивает полную компьютеризацию обработки исходных данных, полученных антимонопольным органом от участников опроса.Рассматриваются преимущества предлагаемого метода по сравнению с нормативным методом SSNIP («Тест гипотетического монополиста»).

Национальная конкурентоспособность

В статье рассмотрен потенциал взаимоувязки методологии и инструментов конкурентной политики с основными механизмами управления стратегического планирования, направленных на достижение приоритетных целей государства, включающий процессы целеполагания, прогнозирования и планирования социально-экономического развития РФ и позитивной динамики ее конкурентоспособности. Проанализированы тенденции и выделены принципы развертывания процесса по формированию системного плацдарма институтов конкуренции как элемента государственной экономической политики. Подчеркивается роль человеческого фактора как ведущего специфического фактора в конкурентных отношениях. Предложено включение мотивационной составляющей в процесс управлении конкурентными отношениями при реализации новой модели социально-экономического развития страны и Национального плана развития конкуренции в РФ.Особое внимание уделено новой пространственной стратегии, содержащей предложения, противодействующие межрегиональному дисбалансу и смягчению диспропорций в социально-экономических обстановках отдельных регионов. Исследованы основные тенденции и проблемы в национальном экономическом пространстве. Проанализированы диспропорции в региональном развитии, которые носят системный характер и, безусловно, оказывают негативное воздействие на рынки и качество их конкурентной среды, макроэкономические показатели. Актуализирована роль транспортной инфраструктуры для сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов РФ и стимулировании конкурентных отношений. Дана оценка уровня развития конкуренции на территории страны; работе, проводимой государством на всех иерархических уровнях экономики в сфере развития конкуренции, в том числе влиянию государства на деятельность бизнеса. Выделены два основных направления активизации конкурентных отношений в рамках стратегического планирования - методологические и организационно-экономические.

Автор: Ю. Сизова

В статье объясняется взаимодействие науки, предпринимательства и цифровых технологий как ключевого фактора формирования новой предпринимательской философии. Статья рассматривает перспективы развития НИОКР в условиях цифровой экономики, выявляются соответствующие проблемы, которые связаны с неудовлетворительным положением России в международном научно-технологическом обмене с точки зрения решения задач цифровизации. Анализируется развитие стартап-экосистемы России как ключевой результат интеллектуального предпринимательства. Делается вывод о необходимости консолидации принципов цифровой экономики и экономики знаний для развития предпринимательской культуры, которая, в свою очередь, является важным фактором роста национальной экономики.

Автор: О. Осипенко

Обозревая тренды развития корпоративного управления и акционерного права в России последних шести лет, в том числе векторы их эволюции, выявляемые на основе анализа нормотворческой деятельности, судебной практики, регуляторной деятельности компаний, автор выдвигает цикл взаимосвязанных предложений, направленных на его совершенствование. В их числе: пересмотра свода критериев корпоративной публичности, расширения «линейки» типов и категорий акций, реформирования доктрины пороговых участий в акционерном капитале, кардинального улучшения нормативного регулирования деятельности холдингов, а также совершенствования подготовки специалистов в сфере корпоративного управления

Главный редактор