8 (495) 987 43 74 доб. 3304 Прием заявок на рассмотрение статей E-mail: evlasova@synergy.ru

Мы в соцсетях -          
Рус   |   Eng

Архив номеров

№1(73) Январь-март 2019 года

Содержание номера:

Содержание и методы обучения предпринимательству

Понятие интерактивного обучения вошло в нашу жизнь сравнительно недавно, но уже получило широкое распространение среди современных образовательных технологий. «Интерактивные технологии» — это не просто процесс взаимодействия преподавателя и студента, это новый подход к организации учебного процесса, новые педагогические технологии погружения в изучение заданной проблематики. Поскольку интерактивное обучение требует использования особых форм организации учебной деятельности, в практике преподавания и обучения студентов предпринимательского образования МФПУ «Синергия» поиск новых форм и методов обучения происходит постоянно. С практикой использования некоторых интерактивных мероприятий можно ознакомиться в данной статье.

В статье рассматривается динамика развития предпринимательского образования в российских университетах. Авторы провели обследование программ магистратуры и бакалавриата в вузах страны по состоянию на текущий период в разрезе регионов. Это позволило сравнить современный уровень реализации программ предпринимательского образования с данными 2017 г., а также оценить состояние предпринимательских экосистем регионов по показателю обеспеченности подготовки предпринимателей вузами. Полученные данные позволили установить рост числа программ предпринимательского образования бакалавриата и магистратуры, а анализ статистических данных по состоянию предпринимательства — сформировать проблему усиливающегося разрыва ориентаций студенческой молодежи на предпринимательскую деятельность и сужения предпринимательского сегмента в экономике страны. В статье даны рекомендации по развитию предпринимательского образования, описаны ключевые направления и проблемы развития этой сферы деятельности университетов.

Новые технологии обучения предпринимательству

В статье рассматриваются вопросы развития предпринимательских способностей посредством игровых технологий. Профессиональная подготовка предпринимателей — одна из приоритетных задач в нашей стране. Основной тезис: игровые процедуры в обучении позволяют оценивать, осознавать и развивать ключевые предпринимательские способности. Любые умозрительные понятия, описывающие профессиональные способности предпринимателей, можно операционализировать таким образом, чтобы данная способность стала обнаружимой, диагностируемой, оцениваемой. Понимание механизма проявления той или иной предпринимательской способности позволяет подобрать соответствующую игровую процедуру, посредством которой можно, с одной стороны, оценить личность, с другой — построить прогностическую картину развития личностного потенциала. Для применения игр в качестве дидактических важно: 1) выделить индикаторы способностей, навыков и умений, развиваемых данной игрой; 2) описать каждый индикатор через дифференцированность уровней развития данной способности; 3) составить карту наблюдения за поведением игрока на основе выделенных и дифференцированных индикаторов. В качестве примера приводится ряд игровых процедур, таких как: «Игровой метод освоения понятий», «Быки и коровы», «Крестики-нолики» (на поле 6х6), «Бизнес-риск-мен». Внимание акцентируется на этапе рефлексии — ключевом игровом этапе для взрослых. Игровой метод в обучении позволяет учитывать: 1) индивидуальный опыт прошлого; 2) стратегии поведения, актуальные для настоящего; 3) прогнозировать динамику развития способностей личности на базе имеющегося потенциала. В дальнейшем планируется выделить и описать количественные показатели предпринимательских способностей, проявляемых в игре.

В статье исследуются особенности развития образования в области инновационного предпринимательства. Отмечается, что инновационные тренды требуют образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия с учетом глобальных трендов экономического развития. Дальнейшее развитие современных научно-технологических трендов значительно усилит влияние инноваций на социальные процессы в обществе, появятся новые формы социализации и социального взаимодействия, изменится характер и способ занятости работников, ожидается смещение центров разработки, компетенций и производства за пределы развитых стран. Для осуществления эффективной предпринимательской деятельности необходима подготовка инновационных специалистов, владеющих соответствующими знаниями и компетенциями. Как показывает международный опыт, бизнес-образование в области инновационного предпринимательства должно ориентироваться на создание многоуровневой системы профессиональной подготовки.

Обучение предпринимательству и реалии современной конкуренции

В данной статье авторы представляют подход к определению предпринимательского труда как специфического вида высокоинтеллектуальной деятельности в условиях неопределенности и риска, направленной на формирование экономического эффекта как для собственников, так и для наемных сотрудников, а также государства в целом. Данный авторский подход обусловлен тем, что субъекты предпринимательства, особенно представители малого бизнеса и самозанятые граждане, осуществляют значительное количество предпринимательских функций. В результате их апробации через бизнес-процессы реальной предпринимательской деятельности собственник бизнеса достигает состояния абсолютного «компетенцизма». Авторы рассуждают о качестве и результативности предпринимательского труда как о деятельности, которая отражает профессиональные предпринимательские и управленческие компетенции собственника бизнеса. Составлена матрица компетенций самозанятого гражданина через призму набора специфических компетенций на стратегическом, тактическом и ситуационном уровнях управления бизнесом, а также в зависимости от конкурентного положения предпринимателя на рынке. В конечном счете, по мнению авторов, профессиональный труд, профессиональные предпринимательские и управленческие компетенции должны базироваться на концепции «professional talentism». Это будет способствовать повышению конкурентных преимуществ бизнес-единицы.

В статье рассматриваются вопросы участия в конкуренции в качестве составной части ядра идентичности программ обучения предпринимательству. Авторы обращают внимание читателей на содержание конкурентной компетенции в предпринимательстве — совокупности знаний того, как создавать, поддерживать и развивать плодотворное участие в конкуренции за объекты конкурентных компетенций в конкурентной среде, и набор обязательных навыков формирования и применения инструментов участия в конкуренции. Определено их значение в системе результатов освоения образовательных программ по предпринимательству в современном бакалавриате. Конкурентные компетенции структурируются на компетенции в области менеджмента конкурентных действий и менеджмента личного участия в конкуренции. В контексте проходящих дискуссий авторы отстаивают конструктивный и функциональный подходы к формированию студентами конкурентных компетенций в процессе обучения. Подробно описаны матрица конкурентных компетенций, составляющая основу «конкурентного» сегмента бакалаврской программы по предпринимательству в Московском финансово-промышленном университете «Синергия», содержание и структура учебной дисциплины «Конкуренция в предпринимательстве» для студентов-бакалавров.

Практика предпринимательства в конкурентной среде

В статье рассмотрены динамические способности, определяющие новые возможности в управлении и развитии компаний в условиях быстро меняющейся среды. Необходимость в исследованиях методологического характера вызвана цифровизацией общества и цифровой трансформацией, которая на сегодняшний день затрагивает все сферы бизнеса. Изучение новых организационных возможностей применительно к современным условиям хозяйствования является фундаментальной научной задачей данного исследования, так как для развития и наращивания собственной конкурентоспособности помимо имеющихся ресурсов (активов) организациям необходимо уметь создавать, интегрировать и реконфигурировать технологии и организационно-специфические компетенции. В данной работе рассмотрены понятия динамических способностей и организационных способностей, представленные разными учеными экономистами. Предложены динамические модели, одной из которых является динамическая аналитическая модель на основе ресурсно-ориентированного подхода, где важнейшим звеном выступает динамический потенциал, состоящий из динамических способностей и динамических ресурсов. В качестве отдельного элемента динамического потенциала выделен абсорбирующий потенциал, который также оказывает влияние на развитие компаний.

Обучение предпринимательству и участие вузов в конкуренции

В статье представлен анализ инструментов независимой оценки и сертификации преподавателей в области технологического предпринимательства, а также предложен алгоритм разработки оценочных средств.Ключевые слова: импортозамещение, протекционизм, глобальные цепочки добавленной стоимости, конкуренция.

Автор: А. Зайцева

Актуальной задачей, стоящей перед современным обществом, является развитие предпринимательства как основы экономической устойчивости через формирование предпринимательского мышления и предпринимательских компетенций участников экономических процессов. Все большее количество людей в настоящее время стремятся использовать бизнес-знания для собственного развития. Целью представленного исследования является выявление роли образовательных организаций в формировании предпринимательского мышления и повышении предпринимательской активности в обществе. Являясь по своей экономической сути структурными элементами институциональной инфраструктуры предпринимательства, образовательные организации повышают качество предпринимательской экосистемы. Это происходит за счет расширенного воспроизводства не только академических, но и бизнес-знаний. Для решения поставленной задачи исследования автором статьи были использованы такие общенаучные и специальные методы, как метод системного анализа, метод ретроспективного анализа, метод статистического обследования. Эмпирические материалы получены в результате проведенного автором анкетного обследования потенциальной предпринимательской активности студентов высших учебных заведений. В результате исследования была предложена модель формирования предпринимательских компетенций учащихся образовательных организаций за счет реализации основных и дополнительных программ бизнесобразования на основе современных технологий.

Предметной областью статьи выступает отраслевая специфика проявлений нелояльности к работодателю со стороны преподавателей высшей школы. Кратко описываются мотивы и атрибуты нелояльного трудового поведения различных типов сотрудников: «прагматиков», «имитаторов», «борцов за справедливость», «саботажников — мстителей» и «конспираторов». Анализируются особенности их трудового поведения в вузе и связанные с ним угрозы его репутационной безопасности как главного фактора, определяющего конкурентоспособность субъектов высшей школы. Определяется HR-технологии, используемые для выявления таких преподавателей, профилактики и пресечения их нелояльного поведения. Формулируются предложения по организации взаимодействия заведующих кафедр, деканатов и службы безопасности вуза в целях успешного решения рассматриваемой проблемы.

Обучение предпринимательству и развитие индустрии спорта

В статье дан анализ современного развития индустрии спорта и показаны, какие возможности существуют для предпринимательской деятельности в спорте. Рассмотрены примеры коммерциализации различных спортивных организаций (федераций, лиг, клубов), которые, по сути, сегодня превратились в коммерческие предприятия со своим специфическим производством, особыми продуктами и конкретными потребителями их продуктов и услуг. Показано, что спортивное событие является главным продуктом индустрии спорта, которое позволяет зарабатывать спортивным организациям, организаторам спортивных соревнований и самим профессиональным спортсменам. Анализируются конкурентные отношения в мировом спорте, где сегодня конкурируют страны, организаторы спортивных событий, профессиональные лиги и клубы. Отмечено, что довольно часто конкуренция носит недобросовестный характер; показано, насколько она влияет на развитие мировой индустрии спорта.

В рамках статьи приводится исследование правовых основ законодательного закрепления индустрии фитнеса путем анализа и оценки различных подходов к понятию «фитнес», а также вопросов развития предпринимательской деятельности в указанной сфере. Значимость правового регулирования данной сферы определяется комплексом факторов, среди которых: легальное отражение крупной коммерческой индустрии, привлечение населения к систематическим занятиям физической культурой и развитие добросовестной конкуренции на рынке фитнес услуг. В статье анализируются позиции иностранных и российских исследователей по вопросам определения понятия «фитнес» и его ключевых особенностей. Исследуется содержание действующей терминологии Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» для понимания схожих и отличительных признаков в понятиях «физическая культура» и «фитнес». В статье также анализируются различные положения отечественного законодательства, которые в той или иной степени регламентируют правовые основы функционирования фитнеса в России, который стал предпринимательским сегментом индустрии спорта. Среди ключевых признаков, необходимых для закрепления понятия «фитнес», указывается его ярко выраженная коммерческая составляющая при безусловном сохранении основополагающих характеристик, свойственных понятию «физическая культура».

Главный редактор