8 (495) 987 43 74 доб. 3304 Прием заявок на рассмотрение статей E-mail: evlasova@synergy.ru

Мы в соцсетях -          
Рус   |   Eng

Архив номеров

№4(70) - №5(71) Июль-октябрь 2018 года

Содержание номера:

Вопросы обучения предпринимательству

В статье представлены результаты исследования методов экспертной оценки как методологической основы создания системы экспертной оценки качества образования в области технологического предпринимательства.

В статье рассматриваются вопросы обучения предпринимательскому образованию, роль оценки ущерба и управления рисками при формировании компетенций будущих предпринимателей. Проведен анализ отечественных и зарубежных подходов к формированию основных предпринимательских компетенций. Подчеркивается важность умений предпринимателя анализировать и управлять рисками, в том числе и от внешних антропогенных и природных воздействий. Проведенный анализ подтвердил, что важной составляющей образовательных программ предпринимательского образования являются дисциплины, связанные с оценкой ущерба и управлением рисками в предпринимательской деятельности. Статья содержит исследование образовательных программ бакалавриата и магистратуры 55 ведущих вузов России, осуществляющих обучение по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент» и «Инноватика». Исследование выявило низкий показатель средней доли дисциплин, формирующих компетенции в области оценки ущерба и управления рисками, а также преимущества образовательных программ по направлению «Экономика» при изучении данных вопросов. В статье поднимается проблема методического обеспечения дисциплин по оценке ущерба и управлению рисками, а также описывается раннее исследование по оценке комплексного ущерба, проведенное в 2016 – 2017 гг., в ходе которого было впервые предложено определение, классификация и методика оценки комплексного ущерба от пожаров, учитывающая вопросы оценки косвенного экономического, социоэкономического и эколого-экономического ущерба. Разработанная методика позволит обучать будущих предпринимателей вопросам оценки ущерба и управлению рисками.

В статье дается анализ ситуации смены идентичности университетов и поиска ими новых институциональных форм и моделей. Описаны мировые тренды, влияющие на смену идентичности, к каковым относятся тренд смены временны′х ориентиров, тренд трансграничности, тренд смены идентичностей основных агентов, студента и профессора, тренд обретения «третьего места». Авторы показывают, что в ситуации влияния мировых трендов формируется запрос на новый тип мышления и действия — предпринимательство, вследствие чего формируется и ситуация востребованности в новом типе университета — университета предпринимательского типа. В статье предлагается авторская версия модели предпринимательского университета, опирающаяся на мировой опыт поиска и выработки новых конкурентоспособных моделей современного университета предпринимательского типа. Также приводятся данные опросов, проведенных авторами среди предпринимателей, показывающих отношение предпринимательской среды к тому, что такое предпринимательское образование и предпринимательский университет. Результаты опросов показывают своевременность выстраивания модели предпринимательского университета в настоящее время.

Отраслевые рынки

Сегодня, в эпоху цифровой экономики, имеется огромное количество информации о действиях потребителя, которая доступна в режиме реального времени посредством интернет-технологий. При сборе данной информации перед многими организациями встает вопрос: будут ли инструменты классического конкурентного анализа эффективны сейчас, а также каким образом отбирать информацию, систематизировать ее и совершать выводы о поведении конкурентов. В рамках данного исследования автор ищет ответ на поставленный вопрос при помощи проведения серий интервью с отечественными потребителями товаров категории люкс. На основе полученных данных были выявлены основные источники информации, которые используют российские потребители продуктов роскоши в процессе принятия решения о совершении покупки. Если систематизировать эти каналы, можно сделать вывод о том, что для потребителя в сегменте люкс на разных этапах имеют значение следующие онлайн-каналы: поиск, сайт марки, а также упоминания бренда в Сети, которые можно разделить на три основных блока — отзывы других пользователей, упоминания в онлайн-прессе и блогах, а также упоминания в социальных медиа. Используя данные критерии, автор проводит конкурентный анализ брендов косметики и парфюмерии сегмента люкс на отечественном рынке.

Теория конкуренции

В настоящее время Россия переживает экономический кризис, который усугубляется введением экономических санкций и принудительного применения политики импортозамещения. Импортозамещение — сложный процесс, в котором ведущую роль играют высокие технологии и инновации, делающие продукцию конкурентоспособной. Автор уделяет большое внимание направлениям изучения проблем импортозамещения. Выявлено, что проблемы и механизм экономической политики государства анализируются наиболее детально, что дает возможность определить характер и место конкурентоспособности корпораций при реализации мер по импортозамещению. В статье рассматриваются особенности корпоративной конкуренции в условиях экономической политики протекционизма. Уделено внимание факторам, влияющим на конкуренцию корпораций: наличие ресурсов, обязательный экспорт товаров, участие в глобальных цепочках создания стоимости.

Автор: О. Осипенко

В статье исследуются различные проявления внутрифирменной конкуренции инсайдеров компаний — их совладельцев, топ-менеджеров и иных допущенных к конфиденциальной информации субъектов применяемой корпорацией или договорными формированиями бизнес-технологии. По итогам анализа актуальной судебной и корпоративной практики выделяются основные формы конкурирующей деятельности инсайдеров компаний: создание фирмы-двойника, вывод активов, перевод клиентской базы, и др. В статье обосновываются рекомендации добросовестным участникам компаний, направленные на эффективное предотвращение и противодействие конкурирующей деятельности: заключение корпоративного договора, режим коммерческой тайны, проведение корпоративного аудита.

Статья посвящена изучению влияния слияний и поглощений на рыночную власть (market power) компаний — инициаторов сделки. Выборка состоит из 171 внутрироссийской сделки, завершенной с января 2006 г. по сентябрь 2015 г. Публикация дополняет существующие исследования по теме в двух направлениях. Во-первых, были выявлены особенности влияния внутрироссийских слияний и поглощений на рыночную власть на основании данных непубличных компаний, сделки между которыми составляют значительную долю российского рынка слияний и поглощений. Во-вторых, количественно оценено влияние слияний и поглощений на рыночную власть российских компаний, в том числе в таких отраслях, как добыча полезных ископаемых, торговля, связь, металлургия, транспорт и в некоторых других. Проведенный анализ показывает, что в целом внутрироссийские сделки не приводят к значимому усилению рыночной власти. Наиболее успешной отраслью является оптовая и розничная торговля, где успешные сделки составляют 68% общей выборки. Результаты исследования могут быть использованы менеджментом компаний для оценки будущих внутрироссийских сделок слияний и поглощений, а также академическими исследователями слияний и поглощений на развивающихся рынках.

В статье раскрыты основы концепции государственного антимонопольного регулирования, дается определение провала государства в регулировании. По итогам анализа поправок, введенных третьим и четвертым антимонопольными пакетами, исследованы провалы в государственном антимонопольном регулировании. С использованием сценарного подхода при анализе конкурентной среды, в делах о запрещенных согласованных действиях, доказано, что необходимо определять пороговые значения индекса концентрации Герфиндаля- Гиршмана, а не считать доли, потому что их минимальный размер, определенный в Федераль- ном законе «О защите конкуренции от 26 июля 2006 г. № 135‑ФЗ» (далее — Закон о защите конкуренции), еще не говорит о потенциальных возможностях хозяйствующих субъектов к ограничению конкуренции на товарном рынке. С использованием статистического метода доказано, что введенный критерий, требующий определения размера выручки хозяйствующих субъектов при установлении доминирующего положения, понизил качество антимонопольного регулирования, так как на региональных товарных рынках исключается множество организаций, ранее подпадавших под антимонопольный контроль. С применением общенаучных методов в статье также раскрываются провалы в антимонопольном регулировании, связанные с определением временно'го интервала исследования при анализе товарных рынков; с отсутствием необходимости ведения Реестра хозяйствующих субъектов; невозможностью привлечения к ответственности монополистов за нарушения интересов отдельных потребителей в делах о злоупотреблении доминирующим положением. Выводы о провалах в антимонопольном регулировании и сдвиге в балансе интересов между государством, хозяйствующими субъектами и потребителями в статье также подтверждаются анализом динамики количества возбужденных дел о нарушении антимонопольного законодательства. По результатам исследования определяется, на чьей стороне сегодня находится баланс интересов в модели антимонопольного регулирования, раскрываются направления дальнейшего совершенствования антимонопольного регулирования и дается характеристика его современной фазы.

Автор: А. Васильев

В статье на основании анализа научных статей и монографий по тематике конкурентоспособности описываются две важные теоретико-методологические проблемы науки и практики управления конкурентоспособностью предприятий. Исследование современных научных подходов к оценке конкурентоспособности предприятия позво- лило выявить ошибочность отождествления конкурентоспособности и эффективности (рентабельности, результативности). Автором подчеркивается двойственность категории «конкурентоспособность», что позволяет по‑разному применять ее к оценке предприятия и ее продукции. В работе показаны примеры того, как эти описанные теоретические проблемы отражаются на разрабатываемой учеными методологии оценки конкурентоспособности предприятий. Для решения поставленных теоретико-методологических проблем автор предлагает использовать концептуальную триаду элементов конкурентоспособности: ресурсы, процесс и результаты конкурентной деятельности.

В статье аргументирован тезис о необходимости наличия эффективной службы безопасности как одного из полноценных штабных подразделений современного практико-ориентированного вуза, функционирующего в условиях жесткой конкурентной среды. Определены и раскрыты угрозы репутационной, информационной и имущественной безопасности субъектов высшей школы со стороны конкурентов, собственных сотрудников и студентов. Проанализировано негативное влияние последствий реализованных угроз на рыночные позиции вуза. Сформулированы основные функциональные задачи службы безопасности, а также полномочия и ресурсы, необходимые для их успешной реализации. Разработаны типовая организационная структура управления данного подразделения, а также система ее внешних и внутренних коммуникаций. Предложены мероприятия, способные мотивировать другие департаменты, отделы и кафедры на активное взаимодействие со службой безопасности. Определены и обоснованы методические требования к организации ее практической деятельности, сформулированы критерии для оценки эффективности функционирования.

Теория предпринимательства

В данной статье рассматриваются вопросы этики и морали современной предпринимательской деятельности в России на стыке перехода от инновационной экономики к цифровой. Авторы рассматривают теоретические подходы к определению понятия предпринимательской этики, исследуют основные категории этики как неотъемлемого атрибута бизнеса и соотносят их с профессиональной сферой деятельности. Также в работе представлено текущее положение дел в вопросах предпринимательской деятельности в мире, в частности, рассматривается разработка нового международного документа MiFID II. Отражены результаты авторского исследования относительно ожиданий соблюдения норм предпринимательской этики поколением Z.

Автор: К. Потий

В статье представлен анализ конкурентной среды современного предпринимательства на примере семейного предпринимательства, который позволил автору сделать вывод об эффективно функционирующей конкурентной среде как детерминанте состояния и динамики конкурентности любого отраслевого рынка. Семейное предприятие определено как субъект микропредпринимательства, в рамках которого могут быть реализованы различные формы предпринимательской активности близких родственников на основе их совместного семейного капитала. Отмечено, что для развития конкурентной среды семейного предпринимательства в современной России необходимо повышение качества институциональной среды, в частности качества региональных и муниципальных программ и мероприятий по развитию микропредпринимательства. Подчеркнуто значение антимонопольного регулирования в качестве одного из главных инструментов формирования и развития конкурентной среды. Сделан вывод о минимизации административных барьеров в целях реализации принципов рыночной экономики с сохранением прозрачного контроля демократических институтов как основной задачи на пути развития конкурентной среды семейного предпринимательства в современной России.

Главный редактор