8 (495) 987 43 74
Мы в соцсетях -          
Рус   |   Eng

Архив номеров

№1(1) Январь-февраль 2007 года

Содержание номера:

Конкурентная политика

Автор: В. Карпунин

Национальные интересы страны требуют формирования самостоятельной, устойчивой банковской системы. Именно с национальными приоритетами должна быть связана политика, обеспечивающая конкурентоспособность национальной банковской системы в мировом банковском сообществе. Роль государства в решении этой задачи трудно переоценить. На последнем заседании Президиума Госсовета (ноябрь 2006 года) Президент России справедливо отметил, что конкурентоспособная банковская система — это неотъемлемая часть суверенитета России.

Для России проблема повышения конкурентоспособности экономики заключается в преодолении технического отставания, максимально полного использования конкурентных преимуществ, которые есть у российской экономики, создании новых конкурентных преимуществ экономики, и в первую очередь ведущих промышленных компаний России. Государство и бизнес должны совместно проводить политику, стратегическим направлением которой будет переориентация развития хозяйства страны с преимущественной добычи и переработки сырья на увеличение доли высокотехнологичных товаров и услуг, в том числе и в экспорте страны.

Стратегия и тактика

Автор: В. Головнев

Ассоциация предприятий текстильной и легкой промышленности «Восток9Сервис» была основана в 1992 году. Компания стала общепризнанным лидером на российском рынке спецодежды, рабочей обуви и средств индивидуальной защиты. Ассоциация «Восток9Сервис» стратегический партнер ведущих зарубежных компаний: 3М, Ansell Protective Products, UVEX, Bacou9Dalloz Group, Trelleborg, Klopman International, Heckel Securite, Degussa, Hitachi, MSA Auer. Ассоциация имеет собственную производственную базу, которая объединяет швейные, прядильные, обувные фабрики. Ассортимент «Восток9Сервис» насчитывает более 12000 наименований: от простых моделей респираторов до сложнейшего аварийно9спасательного оборудования. По просьбе редакции журнала об истории стратегического успеха компании рассказал президент Ассоциации Владимир Головнев.

Вопросы теории

Вопросы теории и практики конкуренции традиционно интересовали экономическую науку на протяжении многих веков. Но лишь с 309х годов прошлого века выход в свет книг Д. Робинсон «Экономическая теория несовершенной конкуренции» и Э. Чемберлина «Тео рия монополистической конкуренции» положил начало развитию теории конкуренции как системного явления, характерного для рыночной экономики. Сегодня теория конкуренции получила свое развитие и в России. О подходах к формированию новой концепции теории управления конкурентоспособностью и конкуренцией — в статье д. э. н., профессора Р. А. Фатхутдинова. Мнение редакции не во всем совпадает с точкой зрения автора. Однако постановка самой проблемы и ее обсуждение на страницах журнала представляются достаточно важными. По просьбе автора материал печатается в авторской редакции.

Отраслевые рынки

Автор: Е. Федорова

Гипотеза о существовании абсолютно эффективных фондовых рынков является идеальной с точки зрения теории и не применима на практике. Данный факт подтверждается наличием ряда эмпирических закономерностей поведения обыкновенных акций, устойчиво проявляющихся из года в год. Другими словами, установлено существование сезонных циклов, или аномалий, в доходности акций, знать о которых важно участникам рынка — как тем, кто решает задачу максимальной капитализации бизнеса, так и тем, кто разрабатывает инвестиционную стратегию повышения конкурентоспособности компании.

Возникший всего полтора десятилетия назад российский фондовый рынок прошел через стремительные взлеты и падения, но на сегодняшний день так и не превратился в эффективный механизм широкомасштабного привлечения капитала. Неудивительно, что российские предприятия, способные вызвать интерес инвесторов, выстраивают стратегии выхода на зарубежные рынки. Успех этой стратегии во многом определяется знанием и пониманием особенностей организации, закономерностей и тенденций их развития.

Профессиональные компетенции

Российские работодатели сегодня стоят перед непростым выбором. С одной стороны, активная конкуренция между работниками на внутрифирменном рынке труда создает для них дополнительные «стратегические возможности» по кадровому направлению деятельности. С другой — искусственное стимулирование такой конкуренции создает «стратегические опасности», важнейшими из которых выступают возможное ухудшение психологического климата в трудовом коллективе и локальные проявления прямой нелояльности со стороны отдельных его представителей.

Отраслевая конкуренция: банковский сектор

Автор: И. Коробов

Функционирование любого рынка немыслимо без конкуренции. Банковский рынок — не исключение. Более того, здесь влияние конкуренции в исторической ретроспективе проявило себя так ярко, как, пожалуй, ни на одном другом. Банковская конкуренция по существу стала важнейшим фактором эволюции сущности банка: от «банка-учреждения» к «банку-предприятию».

Автор: С. Тимофеев

Защита конкуренции в банковской сфере должна быть одним из приоритетных направлений государственной политики, так как нездоровая конкурентная среда на рынке банковских услуг тормозит развитие экономики, сдерживая привлечение инвестиций и снижая качество банковского обслуживания. Равноправная конкуренция и рыночная дисциплина предполагают наличие четких общих «правил игры», эффективную систему реагирования на их нарушение, исключение «двойных» стандартов, законодательное ограничение неформальных связей менеджмента банков и государственных чиновников.

Автор: С. Моисеев

В настоящей статье автор анализирует банковскую конкуренцию в России на основе современного непараметрического метода исследования. Опираясь, в частности, на модель H9statistic для оценки конкурентной среды более 800 банков, на которые приходится 98 % рынка. Эконометрический анализ показывает, что при значительном числе участников рынка, конкуренция в российском банковском секторе ниже, чем во всех остальных странах Центральной и Восточной Европы.

Федеральный закон «О защите конкуренции»

Автор: Е. Болонин

Российское антимонопольное законодательство, призванное обеспечивать защиту конкуренции на отечественном рынке, конечно, пока еще далеко не только от идеала, но и от лучших мировых образцов. Однако оно не стоит на месте, а довольно энергично совершенствуется с учетом опыта стран с развитой рыночной экономикой и требований времени. Лучшее подтверждение тому — принятие российским парламентом Закона «О защите конкуренции», содержащего весьма серьезные новации.

Автор: А. Сушкевич

Новый закон о защите конкуренции с нетерпением ждали все, но больше всего разработчик доку мен та — Федеральная антимонопольная служба России, для которой работа над законом стала беспрецедентной и по времени, и по масштабам.
По просьбе редакции журнала о специфике и важности нового документа рассказал начальник Аналитического управления ФАС России Алексей Сушкевич.

Федеральный закон «О защите конкуренции» призван сделать отношения бизнеса, госу-
дарства и потребителей максимально прозрачными. Принципиально меняется система
правоотношений в области защиты конкуренции: предусмотрены жесткие меры, направ-
ленные против монополизации рынков и коллективного доминирования, предусмотрены
ограничения конкуренции со стороны государственных чиновников, конкретизированы
положения об экстерриториальности антимонопольного законодательства.

В определение финансовой услуги в новом законе внесены изменения. Подверглись унификации элементы финансовой услуги, т. е. каждое действие, входящее в качестве составляющего в финансовую услугу, cодержит наименование «услуга». При этом перечень действий, которые могут быть отнесены к финансовым услугам, является закрытым, что, безусловно, говорит о стремлении законодателя ограничить возможность регулирования некоторых действий финансовых и иных организаций нормами законодательства о защите конкуренции.

Главный редактор