8 (495) 987 43 74
Мы в соцсетях -          
Рус   |   Eng

Архив номеров

№5(35) Сентябрь-октябрь 2012 года

Содержание номера:

Отраслевые рынки

Автором рассматривается управление бизнес-процессами в сфере образования как инструмент создания конкурентоспособного, профессионально подготовленного участника современного рынка труда. Изложен порядок составления схемы-модели бизнес-процесса оказания образовательных услуг профессиональным учебным заведением с опорой на DFD-схему, характеризующую бизнес-процесс с точки зрения временнОй независимости его элементов. Изложенный в статье материал служит основой для создания сети
бизнес-процесса, способствующей контролю качества создаваемого продукта и обеспечивающей его конкурентоспособность.

Либерализация рынков услуг естественных монополий наземного обслуживания в аэропортах ЕС началась с принятия в 1996 г. директивы ЕС 96/97. В России с 2009 г. Постановлением Правительства от 22.07.2009 № 599 были приняты правила доступа к услугам естественных монополий в аэропортах. Данная работа посвящена сравнительному анализу эффективности регулятивного воздействия на дефекты структур данных рынков.

В статье проведен анализ отрасли сельского хозяйства — птицеводства — Республики Мордовии за 2005–2010 гг. Рынок продукции птицеводства является одним из крупных рынков продовольственных товаров. Дан анализ как сельскохозяйственных предприятий так и личных подсобных хозяйств, оценена эффективность деятельности предприятий отрасли, выявлены главные факторы, определяющие эффективность производства продукции птицеводства.

Конкурентоспособная Россия

Автор: И. Шацкая

Технологическое отставание российской экономики от экономически развитых держав провоцирует снижение ключевых показателей, демонстрирующих уровень экономического развития России, и препятствует усилению конкурентных позиций нашей страны в системе международного разделения труда. В статье дана характеристика инновационной активности российской экономики, перечислены основные проблемы экономической модернизации как основы инновационного рывка. Кроме того, внимание автора уделено вопросу государственного участия в инвестировании инноваций.

Конкурентные стратегии и тактики

В статье анализируются стратегии предпринимательского поведения, демонстрируемые сетями продуктового ритейла. Они рассматриваются как наборы долгосрочных решений, определяющих основные параметры бизнеса: формат магазина, ценообразование, территорию конкуренции, интеграционные действия и др. Такой подход позволяет провести классификацию стратегий по критерию области принятия стратегического решения.

Автор: Д. Жупиков

Статья посвящена вопросам применения многомерных классификационных методов для решения практических задач позиционирования товарных категорий. В частности, на примере категории «Чай» показано, как разбить ее на позиции, сформированные по признаку покупательских привычек или предпочтений. Для выполнения данной задачи использован дискриминантный анализ, целью которого является разбиение совокупности объектов на однородные группы. В результате исследования удалось сделать ассортимент
категории «Чай» оптимальным.

Конкурентоспособность бизнеса

В статье рассмотрен генезис формирования инструментария кластеризации в различных научных и практических областях и его прямое и опосредованное влияние на региональные, корпоративные и отраслевые социально-экономические системы.

Автор: А. Коряков

В статье актуализируется необходимость обеспечения конкурентоспособности предприятий химической отрасли России как фактор их устойчивого развития в современных условиях. Исследуется структура потенциала устойчивого развития предприятий, аргументируется потребность гармоничного продвижения трех его составляющих: социальной, экономической и экологической, путем создания конкурентоспособной на современных рынках продукции.

В работе представлено исследование на предмет актуальности использования организационно-управленческих инструментов менеджерами предпринимательских структур в конкурентных условиях.

Статья посвящена анализу факторов инвестиционной привлекательности, которая складывается из трех составляющих: инновационность, конкурентоспособность, инвестиционные преимущества. Оценка молодых инновационных интернет-проектов по указанным параметрам оптимизирует процесс отбора проектов и минимизирует риски инвесторов.

Антимонопольное регулирование

С развитием рыночных отношений на товарных рынках, в борьбе за лучшие позиции между хозяйствующими субъектами, нередко наблюдается поведение, поименованное в Федеральном законе от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» как согласованные действия. При этом указанный Федеральный закон определяет лишь запреты на согласованные действия хозяйствующих субъектов конкурентов, но не дает ответов на ряд важных вопросов, касающихся как методики исследования согласованных действий, так и их отличий от параллельного поведения, молчаливого сговора. Данная статья посвящена решению ряда методических вопросов, возникающих в практической работе при исследовании и доказывании наличия согласованных действий.

В статье анализируются нормативно-правовые акты и правоприменительная практика в части пресечения недобросовестной конкуренции с использованием товарных знаков, зарегистрированных в СССР. В настоящее время на рынках стран СНГ активно используется около 1500 товарных знаков СССР без четко выработанных правовых регулятивных норм. Авторы отмечают, что вопросы функционирования советских товарных знаков нуждаются в правовой оценке и выработке методов регулирования, не исключающих развития новых маркетинговых технологий, встроенных в механизмы добросовестной конкурентной борьбы.

Региональная конкуренция и конкурентоспособность

Автор: Д. Царьков

В статье приведена оценка целей стратегического развития региона в условиях конкурентной борьбы (на примере Владимирской области).

Отраслевая конкуренция: финансовые рынки

Мировая торговля товарами и услугами развивается в последнее время ускоренными темпами. Компании из разных стран активно пользуются финансовыми инструментами торгового финансирования, которые становятся конкурентами классических банковских продуктов. В настоящей статье рассмотрены и проанализированы различные аспекты конкуренции на российском и международном рынках факторинговых операций.

Автор: С. Фрумина

В статье рассматриваются дефиниции «устойчивое развитие», «финансовая среда», «конкурентная среда» применительно к страховому рынку. Аргументируется необходимость поддержания конкурентоспособной финансовой среды страхового рынка в целях обеспечения его устойчивого развития в условиях современной экономики.

Рассматриваются теоретико-методические положения по оценке конкурентоспособности системы обслуживания клиентов при выплате страховых возмещений, представлены показатели оценки конкурентоспособности системы урегулирования убытков в страховой компании. На основе методов экспертных оценок определены оценочные шкалы указанных показателей. В формализованном виде представлен интегральный показатель конкурентоспособности функционирования системы. На основе разработанной методики проведена оценка конкурентоспособности системы урегулирования убытков одной из отечественных страховых компаний, функционирующих на региональном рынке страховых услуг Тюменской области.

Автор: Д. Агрба

В статье автор анализирует необходимость изменения российской модели сбережений населения и обосновывает развитие финансовых супермаркетов на российском рынке как перспективного финансового института привлечения инвестиций граждан в российскую экономику.

Главный редактор