8 (495) 987 43 74 доб. 3304 Прием заявок на рассмотрение статей E-mail: evlasova@synergy.ru

Мы в соцсетях -          
Рус   |   Eng

Авторы

Потапова О. Н.

Ученая степень
канд. экон. наук, доцент кафедры теории и практики конкуренции, МФПУ «Синергия»
E-mail
opotapova@synergy.ru
Местоположение
г. Москва
Статьи автора

Конкуренция в экономике. Как противостоять и противодействовать соперникам и нужно ли это делать?

В рубрике «Учебно-методические материалы» журнал «Современная конкуренция» публикует пятую главу учебника «Экономика», посвященную раскрытию основных положений теории экономической конкуренции. На 2017 г. в Издательском доме Университета «Синергия» намечен выход первого тома этого учебника, предназначенного в качестве основного учебного пособия для изучающих дисциплину «Экономика», студентов среднего профессионального образования. Читатели журнала получают возможность первыми ознакомиться с новыми учебными материалами, подготовленными коллективом авторов.
Читать дальше...

Применение интерактивных методов обучения предпринимательству как средство повышения эффективности обучения

Понятие интерактивного обучения вошло в нашу жизнь сравнительно недавно, но уже получило широкое распространение среди современных образовательных технологий. «Интерактивные технологии» — это не просто процесс взаимодействия преподавателя и студента, это новый подход к организации учебного процесса, новые педагогические технологии погружения в изучение заданной проблематики. Поскольку интерактивное обучение требует использования особых форм организации учебной деятельности, в практике преподавания и обучения студентов предпринимательского образования МФПУ «Синергия» поиск новых форм и методов обучения происходит постоянно. С практикой использования некоторых интерактивных мероприятий можно ознакомиться в данной статье.
Читать дальше...

Специфические черты стартаперских компетенций как планируемых результатов обучения предпринимательству в бакалавриате

В статье рассмотрены вопросы формирования и укоренения системы компетенций в сфере профессионального предпринимательства в процессе реализации конкурентоспособных программ по предпринимательству. Особое место уделено практической ориентации программ обучения предпринимательству в бакалавриате, учету студенческих стартапов в качестве выпускных квалификационных работ. Стартаперские компетенции трактуются как совокупность специальных знаний и навыков, необходимых предпринимателям для успешного вхождения в собственный бизнес. В статье описана специфика данных компетенций, сделан акцент на том, что стартаперские компетенции являются неотъемлемой составной частью результатов обучения предпринимательству в бакалавриате Читать дальше...

Обучение семейному предпринимательству в бакалавриате

В современных условиях развитие предпринимательства осложняется отсутствием единых образовательных стандартов обучения ведению данного направления профессиональной деятельности. В связи с этим в статье поставлены вопросы использования компетентностно-ориентированного подхода к обучению потенциальных преемников семейных компаний, представляющий значимость для обеспечения успешности и долговременности семейного предпринимательства. Авторами статьи указывается необходимость формирования дополнительных профессиональных компетенций обучающихся, имеющих перспективу вхождения в семейный бизнес. Показано практическое использование предлагаемого подхода в рамках преподавания учебной дисциплины «Семейное предпринимательство» в бакалавриате Университета «Синергия» Читать дальше...

Обучение конкурентным компетенциям в магистратуре

Данная статья посвящена конкурентным компетенциям в предпринимательстве как результатам обучения в программах предпринимательского образования в магистратуре. Эта уникальная область компетенций имеет решающее значение для успеха в предпринимательской деятельности, но до сих пор недостаточно изучена и классифицирована. В основе современных методов обучения предпринимательству лежит компетентностный подход к изучению профессиональных предпринимательских компетенций, целью которого является последовательное освоение определенного набора необходимых предпринимательских компетенций. В статье анализируются существующие подходы к конкуренции при рассмотрении классификации конкурентных компетенций, относящихся к предпринимательству, а также определено место конкурентных компетенций в составе предпринимательских компетенций. Приведена авторская классификация профессионально значимых предпринимательских компетенций для различных уровней высшего образования (бакалавриат и магистратура), которые должны быть структурированы на профессиональные, общепрофессиональные, универсальные, а также иные (отраслевые, региональные, и др.) компетенции. Определены особенности обучения предпринимательским компетенциям на уровне магистратуры. Рассматривается уникальный опыт по изучению и освоению предпринимательских компетенций на уровне магистратуры и описываются соответствующие методы, позволяющие эффективно освоить конкурентные компетенции в два этапа: сначала – базовые компетенции, а именно компетенции в различных типах, методах и стилях конкурентных действий; компетенции в конкурентном позиционировании; компетенции в менеджменте конкурентных действий; компетенции в соблюдении антимонопольного законодательства; компетенции в выборе и управлении конкурентным статусом, затем – специфические компетенции: в области разработки и реализации конкурентной стратегии и тактики конкуренции. Читать дальше...

Внутренняя контекстная зависимость учебных курсов по предпринимательству в бакалавриате

Статья посвящена внутренней контекстной зависимости учебных курсов, изучаемых по программе предпринимательства в бакалавриате. В отличие от других подходов авторы распространяют контекстную зависимость на любые учебные курсы, включаемые в программу обучения. Анализируются подходы к изучению менеджерского цикла учебных курсов будущими предпринимателями. На примере структурирования контента учебного курса «Управление человеческими ресурсами» показано, как следует ориентировать программу обучения для формирования общепрофессиональных компетенций, необходимых выпускникам для успешной карьеры в предпринимательстве. Статья имеет практическое значение, так как разработанный подход к преподаванию дисциплин был успешно использован в реальном бизнесе в конкурентных условиях, а также теоретическое значение ввиду способствования полученных в статье выводов развитию научных представлений о месте предпринимательства в образовательном процессе и связи с преподаваемыми дисциплинами цикла «Менеджмент» с обучением будущих предпринимателей. Использование этой статьи может помочь и образовательным организациям, в том числе университетам и колледжам, разрабатывать образовательные программы, содержание управленческих дисциплин в которых было бы ориентировано на обучение предпринимательству как профессии. Что уже было реализовано в практике Университета «Синергия». Читать дальше...

Вопросы обучения социальному предпринимательству в бакалавриате

Работа в неблагоприятных экономических условиях, в конкурентной среде требует от социального предпринимателя постоянного совершенствования и развития. Жизненно необходимым для предпринимателей становится приобретение новых знаний и освоение профессиональных навыков. Следует признать, что вопросы обучения социальному предпринимательству – это сравнительно новое направление научных и практических исследований. Вместе с тем в мировой практике уже накоплен богатый опыт реализации образовательных программ в сфере обучения социальному предпринимательству. Систематизации представлений о ключевых подходах к обучению социальному предпринимательству в бакалавриате, к разработке основных блоков контента специальных учебных курсов посвящена данная статья. Авторами обосновано, что опыт разработки таких программ в России соответствует общемировым тенденциям. В статье рассматриваются основные подходы к формированию образовательной предпринимательской программы в бакалавриате со спецификой в области обучения социальному предпринимательству. Формализуются ее составляющие, включая тематический план, компетенции, методы, формы обучения и контроля. Для ознакомления читателей с опытом обучения бакалавров социальному предпринимательству в статье подробно рассмотрена профессиональная образовательная программа «Основы социального предпринимательства», реализуемая в Московском финансово-промышленном университете «Синергия». Проведенное исследование по проблеме обучения социальному предпринимательству может стать основой последующего изучения специфики получения знаний об управлении социальным предприятием в России и других странах. Читать дальше...

Особенности обучения предпринимательству на непрофильных направлениях в бакалавриате

В статье рассмотрены вопросы формирования предпринимательских компетенций обучающимися в различных образовательных программах, где предпринимательские дисциплины не являются профильными. Под непрофильными направлениями в рамках данной статьи мы условимся понимать образовательные программы для бакалавриата, которые нацелены на формирование специалистов профессий, отличных от предпринимателей, например профили «Управление проектами», «Финансы и кредит», «Спортивный менеджмент», «Event-менеджмент», «Менеджмент в гостиничном и ресторанном бизнесе», «Маркетинг», «Гражданское право», «Экономическая безопасность» и т.д. Это подготовка к другой специальности, отличной от предпринимательства, поэтому предпринимательская компетенция для этих программ является общепрофессиональной. Обучение предпринимательству представляется актуальным для обучающихся на различных направлениях и профилях бакалавриата. Компетенция по предпринимательству является общепрофессиональной для непрофильных направлений, при этом встраивать ее в основную образовательную программу возможно в качестве профессиональной. Студенты могут открывать свое дело в малом и среднем предпринимательстве, инициировать внутрифирменное предпринимательство. Для системного обучения целесообразно внедрение модуля практики по проведению собственного стартапа с подключением к инфраструктуре по предпринимательству. Решению этой проблемы – построения системы обучения предпринимательству непрофильных направлений бакалавриата, и посвящена данная статья, ориентированная на следующие цели: а) выделить и описать компетенции в области предпринимательства для студентов управленческих, экономических, а в дальнейшем и других профилей высшего образования; б) представить систему обучения предпринимательству через модуль адаптированных учебных дисциплин из проверенного практикой комплекса курсов предпринимательского профиля образования; в) выделить главные темы курсов, входящих в состав модуля, и виды необходимых учебных занятий, которые позволят достичь требуемого уровня освоения предложенных компетенций. В данной статье представлен процесс выстраивания учебной части системы обучения предпринимательству студентов непрофильных направлений в продолжение публикаций ФИП, которое будет также детально раскрываться в последующих публикациях. Читать дальше...

Специфика обучения предпринимательству по программам среднего профессионального образования

Статья посвящена рассмотрению вопроса обучения по программе «Предпринимательство» в российских колледжах, поднимаются вопросы специфики обучения данной профессии, необходимости овладения уникальными профессиональными компетенциями. В статье анализируется современное состояние среднего профессионального образования и пути его развития в области предпринимательства, описываются проблемы обучения предпринимательству в колледжах России, обозначаются пути преодоления кризисных ситуаций развития среднего профессионального образования на примере Университета «Синергия» по программам обучения предпринимательству. В статье учитывается опыт работы федеральной инновационной площадки, действующей на базе Университета «Синергия», который реализует проект под названием «Модель инновационной системы непрерывного предпринимательского образования в высших учебных заведениях Российской Федерации». Обучение предпринимательству в колледже сопряжено с рядом особенностей: предпринимательство является профессиональной деятельностью с присущими ей трудовыми функциями; для занятия предпринимательством необходимо пройти регистрацию на добровольных началах; профессиональные интересы зачастую включают в себя личные, семейные, потребительские и прочие интересы; осуществление предпринимательской деятельности связано с риском и неопределенностью; в процессе обучения предпринимательству зачастую приходится руководствоваться рациональными мотивами и логикой; обучающиеся предпринимательству должны обладать профессиональной пригодностью к занятию своим делом. Данные особенности должны быть учтены в формах обучения предпринимательству в колледже, поэтому классические формы обучения не в полной мере соответствуют процессу обучения предпринимательству. В статье анализируются существующие формы обучения и предлагаются пути совершенствования обучения предпринимательству, а именно: включение большего количества практических дисциплин в учебные планы, привлекая для обучения преподавателей-практиков в области предпринимательства; повышение мотивации профессорско-преподавательского состава, в том числе путем увеличения заработной платы и введения нематериальных стимулов; проведение практических занятий и практик по предпринимательству в бизнес-инкубаторах и бизнес-центрах. Все это должно повысить качество обучения предпринимательству в колледже. Читать дальше...

Особенности обучения предпринимательству на непрофильных направлениях программ среднего профессионального образования

В статье рассмотрены вопросы обучения предпринимательству на различных образовательных программах среднего профессионального образования, таких, например, как «Коммерция (по отраслям)», «Гостиничное дело», «Дизайн (по отраслям)», «Экономика и бухгалтерский учет», «Дошкольное образование», «Интернет-маркетинг», «Информационные системы и программирование». Изучение предпринимательских дисциплин, не являющихся профильными, нацелено на формирование общепрофессиональных компетенций и может представлять практический интерес для обучающихся различным профессиям. В современных условиях выпускники колледжа могут открывать свое дело в качестве индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан, создавая собственное дело без образования юридического лица, а также инициировать внутрифирменное предпринимательство. В статье обоснованы дополнительные возможности, которые выпускники колледжа могут получить в случае изучения предпринимательских дисциплин наряду с получением необходимых для выбранной профессии компетенций. Авторы предлагают рассматривать процесс обучения предпринимательству на непрофильных направлениях программ среднего профессионального образования через призму системного дополнения набора профессиональных компетенций компетенциями в сфере предпринимательства. Авторами представлен пример контента учебной дисциплины «Основы предпринимательской деятельности», призванной формировать предпринимательские компетенции обучающихся на различных направлениях в колледже при Московском финансово-промышленном университете «Синергия». Также в данной статье представлено видение авторов и основные подходы по выстраиванию траектории обучения предпринимательской проблематики для студентов колледжа. Авторами предложены основные темы, формы обучения и виды учебных занятий, необходимые для достижения требуемого уровня профессиональной компетентности, а именно знаний, умений и практического опыта для решения предпринимательских задач. Читать дальше...

Обучение предпринимательству с использованием технологии форсайт-сессии

В статье обосновывается разработка программы проведения форсайт-сессии в рамках обучения предпринимательству. На основе проведения идентификации технологий обучения предпринимательству приводится описание технологии форсайт-сессии. В статье описана методология использования технологии форсайт-сессии в сфере предпринимательского образования. Особое внимание отводится обоснованию использования технологии форсайт-сессии в рамках представленной экосистемы предпринимательского образования. В качестве апробации приводится описание опыта проведения курса повышения квалификации профессорско-преподавательского состава с целью повышения эффективности использования технологии форсайт-сессии в процессе обучения предпринимательству. Данный опыт представлен как элемент экосистемы предпринимательского образования и может служить основанием для внедрения подобного рода технологий в практику работы образовательных организаций. В статье сделан акцент на повышении уровня профессиональной компетентности студентов в результате использования технологии форсайт-сессии в образовательном процессе. Читать дальше...

Формирование предпринимательских компетенций в области социального предпринимательства

В статье рассмотрены методические подходы к формированию предпринимательских компетенций в области социального предпринимательства. Обосновано, что выбор обучающего контента и направленности изучения особенностей управления в социальном предпринимательстве зависит от уровня подготовки и целей обучения отдельных категорий обучающихся. Приведены подходы к конструированию практических занятий и материалов для текущего контроля успеваемости обучающихся на различных уровнях профессиональных образовательных программ. В статье представлено решение вопросов, направленных на оптимизацию процесса обучения социальному предпринимательству. Авторами установлена взаимосвязь компетенций, осваиваемых обучающимися разного уровня образовательных программ, за счет упорядочения элементов обучения социальному предпринимательству в каждой программе. Особое внимание уделяется участию начинающих и действующих предпринимателей в акселерационных программах, обладающих высокой значимостью в процессе освоения предпринимательских компетенций с учетом специфики социального предпринимательства. Рассмотрены примеры заданий и практикумов, различающиеся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам, которые используются в процессе обучения социальному предпринимательству в МФПУ «Синергия». Авторы подтверждают целесообразность дифференцированного подхода к организации процесса обучения социальному предпринимательству обучающихся в колледже (СПО), бакалавриате (специалитете) по профилю «Предпринимательство» и в системе дополнительного обучения в бизнес-акселераторе. Читать дальше...

Главный редактор